Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

прекращается постановка жизненных целей.

Пятая фаза (от 65 - 70 лет до смерти) - профессиональная деятельность обычно

замещается хобби. Семья распадается, ослабевают и сходят на нет социальные

связи. Внутренний мир начинает обращаться к прошлому, в нем преобладают тревога,

предчувствие конца и желание покоя. Пятую фазу Бюлер также выносит за пределы

жизненного пути.

Индивидуальные вариации в сроках наступления фаз и в их конкретном содержании

значительны, но в большинстве случаев они хорошо укладываются в нарисованную

картину.

Существует множество других периодизаций жизненных циклов. В геронтологии чаще

всего используют следующее деление на фазы [Ананьев Б. Г. - 1980. - Т. 1]:

Юность.........................................12 -17 лет Ранняя зрелость........................17 - 25 лет Зрелость.......................................25 - 50 лет Поздняя зрелость......................50 - 75 лет Старость.....................................75 лет

В некоторых более дробных периодизациях возрастные фазы дифференцируются по

полу. Вот одна из таких периодизаций, принятых на международном симпозиуме [там

же. - С. 89 - 90]:

Новорожденные..........................1 - 10 дней Грудные дети..............................10 дней - 1 год Раннее детство..........................1 - 2 года Первый период детства..........3 - 7 лет Второй период детства..........8 - 12 лет для мальчиков 8-11 лет для девочек

Подростковый возраст...........13-16 лет для мальчиков 12 - 15 лет для девочек

Юношеский возраст.................17 - 21 год для мужчин 16 - 20 лет для женщин

Средний возраст: первый период..........22-35 лет для мужчин 21 - 35 лет для женщин

второй период...........36 - 60 лет для мужчин 36 - 55 лет для женщин Пожилые люди............................61 - 75 лет для мужчин 55 - 75 лет для женщин Старческий возраст.................74 - 90 лет для обоих полов Долгожители...............................Старше 90 лет

Переходя от такого общего и не чисто психологического понятия, как "жизненный

путь человека", к собственно психологическому рассмотрению проблемы развития

личности, остановимся на некоторых вопросах, связанных с содержанием самого

термина "развитие". Это уместно сделать именно сейчас, так как развитие часто

считают основным способом существования личности [Анцыферова Л. И. - 1981. - С.

8] и без понимания того, что такое развитие и какими чертами и закономерностями

характеризуется процесс любого развития, невозможно раскрыть саму сущность

понятия "личность".

Под развитием обычно понимается изменение или функционирование системы,

сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных

новообразований). Л. И. Анцыферова [1978 (а)] выделяет следующие особенности

такого процесса, важные для психологии и педагогики.

Необратимость. Любая деградация, обратное развитие, не является зеркальным

отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень

функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям - полное

восстановление того, что было раньше, невозможно.

Любое развитие включает в себя две диахронические структуры - прогресс и

регресс. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному)

обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что

выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие

("За все надо платить" - гласит житейская мудрость).

Неравномерность развития. Периоды резких качественных скачков сменяются

постепенным накоплением количественных изменений.

Зигзагообразность развития. Неизбежным во всяком развитии является не только

замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие

нового подъема. Этот феномен связан с формированием принципиально новых

структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых

отношениях хуже, чем старые. Когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он

перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья.

В такого рода переходах обычно выделяется три фазы: фаза дезорганизации и

кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры; сензитивный

период быстрого развития и реализации новых возможностей; критический период -

снижение темпов развития, повышение уязвимости системы.

Переход стадий развития в уровни. При появлении нового уровня функционирования

старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него

функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. Так, первые

две стадии развития мышления - наглядно-действенное и образное - не исчезают с

появлением понятийного мышления, но сохраняются в качестве особых форм для

решения задач определенного типа.

Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные

уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к

устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов

функционирования. Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной

консервативной тенденции.

Ниже мы приведем ряд иллюстраций перечисленных особенностей любого развития на

примере развития личности.

Контрольные вопросы и задания

1. Можно ли сказать, что жизненный путь человека - это развитие его как

биологического организма? 2. По каким параметрам обычно характеризуется отправная точка жизненного пути

человека? 3. Воспользовавшись одной из классификаций жизненного