Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

важные данные о том, что вклад темперамента

в формирование черт характера и личности с возрастом уменьшается.

Психогенетические исследования обнаружили влияние генотипа на такие черты

характера, как экстраверсия-интроверсия, социабильность и нейротизм [там же. -

С. 291].

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит специфика инструментального и содержательного подходов к

пониманию характера? 2. Как решается вопрос о соотношении личности и характера в обоих подходах? 3. Существуют ли, с вашей точки зрения, люди с хорошим характером и "плохой"

личностью в узком смысле (с низким уровнем духовности)? 4. Может ли человек овладеть своим характером, подчинить его высшим структурам

личности. Если "да", то каков механизм такого регулирования? 5. Попробуйте найти среди известных вам людей человека с высокими личностными

качествами и плохим характером. 6. Как называется патологическое развитие характера? 7. Укажите три признака психопатии. 8. Существуют ли, по вашему мнению, средние (неакцентуированные) характеры? 9. Найдите среди ваших учеников тех, чьи характеры хорошо подходят под типы,

описанные А. Е. Личко. 10. Существуют ли научные данные о влиянии генотипа человека на его характер?

3.2.7. Способности

Способности в самом широком смысле можно определить как субъективные условия

успешного овладения человеком новыми для него видами деятельности. Чем выше

уровень развития способностей, тем быстрее человек овладеет новой деятельностью.

Современные отечественные психологические словари в приводимых ими определениях

следуют традициям, заложенным Б. М. Тепловым, и трактуют способности как то, что

обязательно отличает одного человека от другого, т. е. как индивидуально- психологические особенности того или иного человека [см.: Теплов Б. М. - 1985. -

Т. 1. - С. 16; Психологический словарь. - 1983. - С. 353; Психология. Словарь. -

1990. - С. 381]. Такая позиция правомерна лишь в том случае, когда способности

выступают предметом дифференциальной психологии; в общей психологии большое

значение имеет изучение тех условий успешного овладения деятельностью и ее

выполнения, которые являются общими для всех людей.

В самом деле, многие способности являются специфическими для человека и отличают

его от животных. Изучение их структуры, законов функционирования и развития

составляет важный раздел общей психологии. Сюда относятся и такие способности,

как фонематический слух или абстрактное мышление, и такие общие, как способность

прижизненного формирования функциональных органов. Любая из этих способностей

может быть сформирована лишь на основе врожденных задатков, которые есть

практически у всех здоровых людей. Разумеется, степень развития любой

способности различна у разных людей, но то же самое можно сказать о любой

психологической функции. В не меньшей мере, чем способности, индивидуально

неповторимыми являются и темперамент, и характер, и (особенно) личность

человека.

Второй постоянно дискутируемый вопрос касается соотношения способностей с

знаниями, умениями и навыками. В своем классическом определении Б. М. Теплов

[1985. - С. 16] подчеркивает, что "способность не сводится к тем знаниям,

навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека". С другой

стороны, не вызывает сомнения, что наличие умений, знаний и навыков определенно

влияет на возможности освоения и выполнения новой деятельности. Решение этой

проблемы содержится в идее С. Л. Рубинштейна о том, что "способность как

свойство личности должна выражаться в действиях, допускающих перенос из одних

условий в другие, с одного материала на другой. Поэтому в основе способности

должно заключаться обобщение" [Рубинштейн С. Л. - 1989. - Т. 2. - С. 136].

Если усвоенные знания, умения и навыки остаются необобщенными и могут

применяться только в тех конкретных условиях, в которых они были приобретены, то

это свидетельствует о низком уровне развития способностей данного индивида к

обучению, а способности человека в целом есть прежде всего проявление его

способности к обучению и труду [там же. - С. 126]. У способного человека знания,

умения и навыки после их освоения приобретают более высокую степень общности

благодаря сформировавшемуся ранее механизму обобщения, представляющему также

особую способность.

Таким образом, способности действительно не сводятся к знаниям, умениям и

навыкам, а являются выражением той прибавки, того приращения, которое получают

эти конструкты, будучи усвоенными субъектом и включенными в уже существовавшую

целостную систему его знаний, умений и навыков. Величина приращения знаний,

умений и навыков определяется прежде всего качеством той новой системы, в

которую они включаются, типом ее функционирования. Вполне возможно, что знания и

умения, переданные учителем ученику и включенные в совершенно новую систему,

приобретут такие свойства, откроются в таких новых измерениях, что объективно

"копия" превзойдет по качеству "оригинал".

Конечно, выражение "передача знаний" есть только метафора. Реально обучающий

организует деятельность обучаемого и пытается обеспечить запланированный

результат этой деятельности. Но феномен, который мы пытались описать с помощью

этой метафоры, состоит в том, что реальный результат может быть (и часто бывает)

лучше запланированного учителем. Фактически речь идет о проблеме соотношения

обучения и развития. Разница между ними и есть тот прирост, который зависит от

способности обучаться, главного компонента любой способности. Завершить

обсуждение