Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

богатые компенсаторные механизмы поведения, позволяющие им в принципе избегать

таких ситуаций, в которых они могли бы оказаться несостоятельными в силу

особенностей своей нервной системы. Так, оказалось, что у шоферов со слабой

нервной системой аварийность ниже, чем у шоферов, обладающих сильной нервной

системой, хотя если аварии все же случаются, то у первых их последствия, как

правило, значительно тяжелее в силу почти полного распада деятельности в

экстремальных ситуациях [Клягин B.C. - 1975].

С помощью факторного анализа результатов психофизиологических исследований

взрослых людей были также открыты новые свойства нервной системы: лабильность

(скорость возникновения и прекращения нервных процессов); динамичность (скорость

научения или скорость образования положительных и тормозных условных рефлексов);

неспецифическая подкорковая активация; уравновешенность по подвижности и

динамичности и др. [Небылицын В. Д. - 1976].

Последнее время все чаще ставится под сомнение сама идея выделения типов нервной

системы и типов темперамента. В пользу этого говорят давно известные факты о

том, что сколько-нибудь чистых типов вообще не существует. Все большее

распространение получают методики изучения темперамента и личности, основанные

на использовании факторного анализа. Результатом их применения является не

отнесение данного конкретного человека к определенному типу темперамента или

личности, а построение индивидуального профиля, отражающего степень выраженности

отдельных черт или факторов. Сами факторы выделяются на основе обследования

больших выборок испытуемых и обработки полученных результатов с помощью

специальных процедур факторного анализа. Такие процедуры допускают определенный

произвол при выделении и интерпретации факторов, поэтому существует довольно

много шкал темперамента, построенных разными авторами.

На рис. 2 приводятся профили темпераментов трех учеников, полученные с помощью

факторного анализа на основе шкалы Л. Терстона. По горизонтали отложены

показатели степени выраженности факторов, названия которых даны по вертикали.

Такие профили характеризуют внутреннюю структуру темперамента данного

конкретного человека [по: Стреляу Я - 1982 - С. 47].

Важным дополнительным аргументом в пользу отказа от типологического подхода к

темпераменту служит и обнаруженный в лабораторных психофизиологических

исследованиях феномен, названный парциалъностью (буквально "разделенность на

части"). Оказалось, что выраженность свойств силы или лабильности,

зафиксированная в опытах с использованием зрения, может оказаться совсем другой,

если опыты повторить со слухом. Особенно часто существенные различия

обнаруживались в свойствах нервной системы при проведении экспериментов с

участием первой и второй сигнальных систем в терминологии Павлова (с

использованием и без использования речи).

И все-таки для решения некоторых проблем в первом приближении типологические

подходы могут оказаться полезными.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите три сферы проявления темперамента. 2. Изменяется ли темперамент человека в течение жизни? 3. Найдите в описаниях классических типов темперамента, данных И. Кантом, черты,

относящиеся к собственно темпераменту, к характеру и к личности. 4. Назовите типы строения тела и типы темперамента, описанные Э. Кречмером и У.

Шелдоном. 5. Чем принципиально отличались подходы Кречмера и Шелдона к построению

типологии темпераментов? 6. Какие основные свойства нервной системы были выявлены в работах И. П. Павлова

и его учеников? 7. Какие сочетания свойств образуют основные типы нервной системы и как они

связаны, по Павлову, с четырьмя основными типами темперамента? 8. Какими преимуществами обладают сильный и слабый типы нервной системы; к

какому типу ближе ваша собственная нервная система, если судить по ее

проявлениям в поведении? 9. Согласны ли вы с аргументами противников типологического подхода к изучению

темперамента?

3.2.6. Характер

Мы уже определили характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических

особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и

эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. В этом

определении подчеркивается как бы инструментальная природа характера, и такой

подход начинает доминировать в работах последнего периода, что и зафиксировано в

психологических словарях [Психологический словарь. - 1983; Психология. Словарь.

- 1990; см. также: Асмолов А. Г. - 1984; Бороздина Л. В. - 1989; Гиппенрейтер Ю.

Б. - 1988; Леонтьев Д. А. - 1993, и др.]. Ключевыми в таком подходе выступают

слова "способ", "форма", "прием", "стиль". Приведем для иллюстрации еще одно

определение этого ряда: "Под характером понимается фиксированная форма выражения

смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном

стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы"

[Асмолов А. Г. - 1984. - С. 96].

Именно такой подход позволяет говорить о существовании "хороших" личностей с

"плохим" характером и наоборот, поскольку качество инструментальной стороны

личности заведомо может расходиться с ее содержательным аспектом. В то же время

многие авторы совершенно справедливо обращают внимание на недопустимость отрыва

характера от содержательной стороны личности. Как утверждает Б. Г. Ананьев, "в

научном познании свойств характера решающим моментом является исследование

жизненного содержания, а не только формы их проявлений,