Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

подход фактически обосновывает так называемый

педагогический фатализм, когда роль преподавателя или воспитателя сводится лишь

к созданию условий, благоприятных для развития запрограммированной психики

учащегося [Стреляу Я. - 1982. - С. 37].

2. Ряд черт характера и личности, перечисленных выше, имеют явно не

генетическую, а социальную природу, и это доказывают исследования на

монозиготных (однояйцевых) близнецах.

3. Многие независимые исследования не подтверждают результаты, полученные

авторами, изучавшими связь строения тела и темперамента.

4. Подвергалось критике использование данных патологии в качестве основы для

построения типологий.

Дальнейшее изучение темперамента развивалось в двух направлениях: стали

изучаться не телесная организация, а индивидуальные свойства и закономерности

работы нервной системы; получили широкое применение методы факторного анализа,

фактически выступившего в качестве альтернативы типологическому подходу.

В отечественной физиологии высшей нервной деятельности весьма успешно шло

изучение свойств нервной системы под руководством И. П. Павлова, завершившееся

выделением типов нервной системы, или типов высшей нервной деятельности. В

основание этой типологии были положены индивидуальные различия животных и

человека по таким показателям работы нервной системы, как сила возбуждения и

сила торможения, а также уравновешенность или неуравновешенность этих процессов

и подвижность - инертность.

Сила процессов возбуждения считалась Павловым наиболее важным свойством.

Определялась она как работоспособность нервной системы, или функциональная

выносливость. В опытах сила нервной системы по возбуждению измеряется через

длительность работы с раздражителем средней силы или способностью отвечать хотя

бы в течение короткого времени на воздействие очень сильного раздражителя без

перехода в состояние запредельного (охранительного) торможения. Сила процесса

торможения определяется способностью вырабатывать условный тормозный рефлекс,

т.е. функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения.

Речь в этом случае фактически идет о способности задержать реакцию на тот

раздражитель, который раньше ее вызывал.

Под уравновешенностью имеется в виду наличие баланса между силой процесса

возбуждения и силой процесса торможения. Подвижность определяет быстроту

перехода одного нервного процесса в другой (возбудительного в тормозный или

наоборот). Инертность является показателем медлительности такого рода переходов.

Комбинация указанных свойств нервной системы образует определенные типы.

Теоретически таких типов должно быть 8, но обычно рассматривалось лишь 4, так

как выделяются только по одному типу со слабой или неуравновешенной системой.

Павлов счел возможным провести аналогию между этими четырьмя типами нервной

системы и четырьмя классическими типами темперамента, описанными выше (см.

схему).

Приведем краткое описание этих типов [Стреляу Я. - 1982 - С. 54-55].

1. Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) - человек быстрый, легко

приспосабливающийся к меняющимся условиям жизни, успешно сопротивляется

трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик) - реагирует на внешние

воздействия спокойно и медленно, не склонен к изменению своего окружения, хорошо

справляется с сильными и длительными раздражителями.

3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения (холерик) - обладает

большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; вспыльчив и

несдержан.

4. Слабый тип (меланхолик) - малоподвижен, часто пассивен и заторможен; сильные

раздражители могут вызвать различные нарушения поведения, вплоть до полного

прекращения всякой деятельности.

Павлов ставил свои опыты почти исключительно на животных, позже его методы

перенесли в лабораторные исследования с взрослыми людьми и были разработаны

специальные методические приемы и физиологические пробы для выявления свойств

нервной системы. В некоторых случаях достаточно надежные результаты можно

получить с помощью опросников.

Широкие исследования, проведенные в отечественных лабораториях Б.М.Теплова,

В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина, КМ.Гуревича, Э. А. Голубевой, И. В. Равич-Щербо, В.

М. Русалова и др., позволили существенно дополнить и уточнить павловскую

концепцию типов нервной системы, а от некоторых его представлений отказаться. В

то же время были подтверждены эвристичность и перспективность общего направления

работ, начало которым положил великий русский естествоиспытатель.

И. П. Павлов считал, что сильные типы имеют безусловные преимущества перед

слабыми, которые в определенном отношении являются "неполноценными". Но в

лаборатории Б. М. Теплова были получены результаты, свидетельствующие о том, что

у лиц со слабой нервной системой низкая работоспособность системы (определяемая

как верхний порог реакции R) компенсируется высокой чувствительностью, т. е.

низким порогом раздражимости (г), так что R/r = const. В. Д. Небылицын даже

предложил объединить два свойства - силы и чувствительности в одно - свойство

реактивности [Небылицын В. Д. - 1976. - С. 328].

Высокая чувствительность во многих ситуациях обеспечивает лицам со слабой

нервной системой значительные преимущества. Они способны реагировать на такие

сигналы, ориентироваться в своей деятельности на такие признаки ситуации,

которые просто недоступны лицам с сильной нервной системой и, соответственно,

высокими порогами. Кроме того, у лиц со слабой нервной системой вырабатываются