Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

пережить определенную эмоцию может стать особым мотивом

деятельности);

стимулирования (чувства возмущения, обиды, гордости, ревности и т.п. могут

подтолкнуть человека к выбору того или иного действия вопреки рационально

принятому решению);

активации (повышение уровня возбуждения нервной системы и всего организма для

мобилизации сил на решение задачи);

экспрессии (передача информации о своем состоянии другому человеку с помощью

выразительных движений, поз, вегетативных реакций типа покраснения, побледнения,

дрожи и т.п.);

эвристики (см. п. 4.2);

"аварийного" разрешения ситуации, осуществляемого, как правило, с помощью

аффекта (агрессия, бегство, оцепенение).

Можно выделить несколько уровней проявления эмоциональной сферы личности

[Рубинштейн С. Л. -1989. - Т. 2; Леонтьев А. Н. -1984]:

1. Органическая аффективно-эмоциональная чувствительность, связанная с

обострением или удовлетворением органических потребностей (удовольствие или

неудовольствие как эмоциональный тон отдельных ощущений, разлитая беспредметная

тоска или радость).

2. Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного

характера, с резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, ход

которых часто не подконтролен субъекту.

3. Предметные эмоции, переживаемые по поводу конкретных событий или в связи с

конкретными объектами. Они подразделяются на интеллектуальные (любопытства,

удивления, новизны), эстетические (чувство красоты, гармонии, ритма) и моральные

(чувство стыда, справедливости, чести).

4. Чувства, имеющие обобщенный и устойчивый характер. Они возникают как

результат консолидации часто возникающих предметных эмоций. Можно любить

человека и испытывать негативную эмоцию, например раздражение по поводу его

конкретного поступка. Сюда же относятся и такие общие чувства, как чувство

юмора, чувство возвышенного, чувство трагического и т.п. Страсть отличается от

чувства лишь степенью своей выраженности и местом, занимаемым в общем

эмоциональном строе человека.

5. Настроение - разлитое общее эмоциональное состояние, являющееся, скорее, не

предметным, а личностным. Оно как бы отражает целостное представление субъекта о

своих возможностях и перспективах на определенный период жизни.

6. Иногда к эмоциональным процессам относят и стресс, трактуемый как хроническое

состояние высокой тревожности, обеспечивающее постоянную мобилизацию организма

для решения важной жизненной задачи [Фресс П., Пиаже Ж. - 1975. - С. 144]. Если

такая мобилизация не приводит к решению задачи и отказ от нее невозможен, то

возникает дистресс с последствиями в виде неврозов и соматических заболеваний

(язвы, инфаркты, онкологические заболевания).

Из приведенных в данной классификации эмоциональных процессов и состояний для

педагогики особенно важны чувства, связывающие людей друг с другом. В социальной

психологии их называют эмоциональными отношениями [Гозман Л.Я. - 1987] - это,

например, симпатия, любовь, эмпатия и др. В отечественной литературе все более

широкое хождение получает термин "аттракция" - собирательное обозначение всех

видов позитивно окрашенных отношений одного человека к другому конкретному

человеку.

На возникновение аттракции влияют внешние данные, социальный статус,

образование, профессия, личностные достоинства человека, компетентность в

общении. Но при этом "слишком" большая выраженность у человека положительных

качеств снижает аттракцию к нему. Важное значение для возникновения симпатии

имеют такие, казалось бы, простые и легко осваиваемые приемы поведения, как

умение постоянно смотреть в глаза собеседнику, улыбаться, находиться на короткой

дистанции от собеседника, демонстрировать открытость и т.п. Но и здесь аттракция

снижается, если самораскрытие переходит определенные границы.

Для педагога может представлять интерес типология видов любви, предложенная Т.

Кемпером [цит. по: Гозман Л.Я. - 1987]. Он выделяет два независимых фактора:

власть (способность силой заставить сделать то, что угодно вам) и статус

(желание партнера по общению идти навстречу вашим требованиям).

Романтическая любовь - взаимный высокий статус и взаимная высокая власть,

поскольку каждый партнер может "наказать" другого, лишив его проявлений своей

любви.

Братская любовь - взаимный высокий статус и взаимно низкая власть, поскольку

отсутствуют возможности к принуждению.

Харизматическая любовь - один партнер обладает и статусом и властью (тот, кто

обладает харизмой), а другой - только статусом. Такие отношения могут

наблюдаться в диаде "учитель - ученик".

Измена - один партнер обладает и статусом и властью, а другой - только властью.

Влюбленность (безответная) - один из партнеров обладает и статусом и властью, а

другой может не обладать ни тем ни другим.

Поклонение (например, подросток поклоняется поп-звезде) - один партнер обладает

статусом, не обладая властью, а другой не обладает ни тем ни другим.

Любовь между родителем и маленьким ребенком. Ребенок обладает высоким статусом и

низкой властью, а родитель - низким статусом (поскольку любовь к нему еще не

сформировалась), но высоким уровнем власти.

Понятие еще об одном типе эмоциональных отношений все чаще проникает в

педагогическую литературу и в описание педагогической практики. Речь идет об

эмпатии (вчувствовании). Термин этот широко используется в гуманистической

психологии и определяется К. Роджерсом как состояние, позволяющее воспринимать

внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых

оттенков.