Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

что слишком сильная или слишком слабая мотивация негативно

влияют на успешность решения задачи фиксированной сложности, что соответствует

нашему повседневному опыту. Но неожиданным, на первый взгляд, является факт

сдвига оптимума мотивации в сторону ее ослабления при решении задач большей

сложности (закон Йеркса - Додсона). Этот результат может быть объяснен

негативным воздействием сопровождающего состояние потребности эмоционального

возбуждения, деструктивное влияние которого на деятельность тем сильнее, чем

сложнее сама деятельность.

Закон Йеркса-Додсона не соблюдается, когда речь идет о познавательной мотивации.

Чем сильнее познавательная мотивация у учащегося или у ученого, тем более

сложные задачи они способны решить. У животных аналогом познавательной

потребности выступает потребность в новых впечатлениях и ориентировке. Уровень

развития этой потребности может служить критерием уровня развития психики. Так,

у высших животных "познавательная" потребность во многих случаях успешно

конкурирует с пищевой или сексуальной в борьбе за контроль над поведением. Но

только у человека познавательная потребность может занять ведущее место во всей

иерархической системе потребностей.

Другой важнейшей потребностью, которая лежит у истоков социализации человека и

развития его личности, является потребность в общении. Она впервые проявляется у

ребенка в возрасте нескольких недель в форме знаменитого комплекса оживления,

специфической моторной и эмоциональной реакции на мать или человека, ее

заменяющего. Именно благодаря потребности в общении у взрослого открываются

возможности включать ребенка в разные формы совместной деятельности, обучать его

человеческим способам удовлетворения своих биологических потребностей и

формировать новые, специфически человеческие потребности. В самом обществе новые

потребности появляются и развиваются через развитие новых форм материального и

духовного производства.

В последнее время все большее число авторов начинают говорить о существовании у

ребенка особой потребности в персонализации, т. е. потребности стать личностью и

занять определенную позицию в человеческом сообществе [Петровский А. В.,

Петровский В. А. - 1983]. Эта гипотеза весьма правдоподобна, поскольку, только

став полноценным членом общества, ребенок может удовлетворить все другие свои

потребности, в том числе и органические. При этом следует подчеркнуть, что в

ходе онтогенетического развития идет не простое добавление новых, социальных

потребностей к уже существующим биологическим, а преобразуется вся система

потребностей. Социальные способы и средства удовлетворения органических

потребностей человека качественно изменяют сами эти потребности и предметы,

способные их удовлетворить.

Среди различных классификаций потребностей и мотивационных тенденций наибольшую

известность получили: классификация инстинктоподобныхмотивационных диспозиций

или склонностей, по Мак-Даугалу; психогенных потребностей, по Мюррею, и иерархия

групп мотивов и потребностей, по Маслоу [Хекхаузен X. - 1986].

Мак-Даугал выделил 18 мотивационных диспозиций: пищедобывание, отвращение,

сексуальность, страх, любознательность, покровительство и опека, общение,

самоутверждение, подчинение, гнев, призыв о помощи, создание (построение),

приобретательство, смех (высмеивание кого-то), комфорт, отдых и сон,

бродяжничество (перемещение в поисках новых впечатлений), телесные нужды

(кашель, чихание, дыхание, дефекация и др.). Список Мюррея еще более обширный:

агрессия, аффилиация (вхождение в общность), доминирование, достижение, защита,

игра, избегание вреда и неудач, независимость, неприятие, осмысление,

привлечение внимания к себе, поиск помощи, поиск понимания, покровительство,

противодействие, стремление к порядку, сексуальные отношения, унижение,

приобретение, познание, созидание, обучение и др.

Описание иерархии потребностей по А. Маслоу см. в п. 3.3.2 (гуманистическая

психология); о диагностике потребностей см. п. 6.7.7.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем различие между мотивом и потребностью? 2. Может ли "неопредмеченная" потребность побуждать деятельность? 3. Перечислите три функции мотива. 4. Как можно измерить силу мотивации? 5. Что такое оптимум мотивации и как он меняется с изменением сложности задач? 6. В чем состоит специфика потребностей человека, какие потребности свойственны

только человеку? 7. Что такое полевое поведение, чем оно отличается от намеренного действия? 8. Назовите несколько потребностей, свойственных человеку, по классификации Г.

Мюррея.

3.2.3. Эмоциональная сфера личности

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме

непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий

во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности. Они как бы

изнутри регулируют поведение и деятельность, непрерывно соотнося их ход и

промежуточные результаты с потребностями и мотивами и выполняя таким образом

функцию текущей оценки.

Тесная связь эмоций с потребностями и мотивами хорошо схвачена формулой С. Л.

Рубинштейна [1989. - Т. 2. - С. 142], суть которой состоит в том, что эмоции

являются субъективной (психической) формой существования потребностей. Можно

также сказать, что в эмоциях субъекту непосредственно открывается смысл

происходящего в мире, в самом человеке и смысл его собственной деятельности.

Эмоции могут выполнять и другие важные функции [по: Вилю-нас В.К. - 1984]:

побуждения (стремление