Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

образующих личности, включая

способности и характер, определения которых были даны в предыдущем параграфе.

Контрольные вопросы и задание

1. В чем суть личностного подхода в психологии? 2. Какие две сферы выделяются в личности при самой широкой ее интерпретации? 3. Перечислите основные единицы анализа личности. Почему они называются

динамическими образованиями?

3.2.2. Потребности и мотивы

В психологической теории деятельности потребность рассматривается как состояние

живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за

пределами его самого и называющегося предметом потребности. Такое состояние

является источником активности, но характер активности зависит от того,

произошел ли акт узнавания потребностью своего предмета, иными словами,

произошло ли "опредмечивание потребности" (см. п. 2.1.1). "Неопредмеченная

потребность" может побуждать и направлять только поисковую активность, которая

должна завершиться нахождением предмета потребности, выступающего с этого

момента побудителем и стимулятором деятельности. "Опредмеченная потребность"

называется мотивом. Мотив не обязательно является внешним материальным объектом

(пища, сексуальный партнер, книга и т.п.), это может быть и умственный конструкт

(идеал, проект строящегося дома, психическое состояние, которое субъект хочет

пережить, и т.п.).

Еще одна важнейшая функция мотива, которая имеет прямое отношение к психологии

личности, - это функция смыслообразования. Каков мотив деятельности, таков и ее

смысл и смысл ее результата. Смысл действия - это отношение мотива деятельности

к цели действия. Смысл есть концентрированное выражение действенного отношения

человека к реальности, деятельности и к самому себе ("значение для меня").

Многие современные исследователи личности рассматривают "динамические смысловые

системы" в качестве основных структурных элементов личности (А. Г. Асмолов, Л.

В. Бороздина, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, Е. В. Субботский, B.

А. Петровский и др.).

Деятельность побуждается не одним мотивом, а сложным их сочетанием, поэтому в

любой деятельности принято выделять ведущий мотив (именно он выполняет функцию

смыслообразования) и подчиненные мотивы, которые выполняют стимулирующую функцию

и поэтому часто называются мотивами-стимулами.

Потребности и мотивы могут побуждать субъекта к действию не только по овладению

объектом, но и по избеганию его. Во втором случае говорят, что объект имеет

отрицательную валентность. В простых случаях положительная валентность объекта

может прямо определяться обострением биологической потребности организма. Если в

течение нескольких дней давать крысам пищу, лишенную витамина В, а затем

предложить им на выбор несколько видов пищи, как содержащей, так и не содержащей

витамин В, то крысы быстро обучаются выбирать пищу с витамином В [Нюттен Ж. -

1975. - C. 28]. Отрицательная валентность чаще всего связана с исходящей от

объекта угрозой жизни, здоровью, возможностью пережить неприятные ощущения

(например, боль), снизить свой социальный статус и т.д.

Но валентности того или иного объекта или ситуации не остаются одинаковыми для

одного и того же человека и тем более для разных людей; они зависят от многих

внутренних факторов. Пища перестает иметь высокую положительную валентность,

если человек сыт, а склонность к риску, желание испытать себя или

продемонстрировать свои достоинства перед другими людьми могут пересилить

чувство опасности, боязнь боли или неудачи. Вопрос о валентности неудачи также

очень сложен. У одних испытуемых задачи, с которыми они не справились, вызывают

реакцию избегания, а для других приобретают особую привлекательность вследствие

желания исправить ошибку и проверить свои возможности. Некоторые испытуемые

избегают ситуаций, где успех несомненен, а предпочитают трудные задачи. Как

правило, такое поведение свойственно людям с высоким уровнем интеллекта и

креативности [там же. - С. 35]. Для них также характерно доминирование мотивации

стремления к успеху над мотивам избегания неудач [Radford J. & Burton A. -

1974].

Представляет интерес феномен так называемого полевого поведения (К. Левин),

когда действие совершается субъектом главным образом под влиянием высокой

положительной валентности объекта, а не за счет актуализации соответствующей

потребности. Происходит "отщепление" валентности вещи от потребности, и объект

как бы навязывает нам определенное поведение, а субъект подчиняется этому

"давлению" в отличие от ситуации намеренного волевого действия. Человеку,

оказавшемуся перед хорошо сервированным столом, трудно отказаться от

"дегустации" блюд, даже если он совершенно сыт, а увидев белую нитку на темном

костюме, трудно подавить в себе импульс снять ее, даже если человек вам

совершенно незнаком (пример Б. В. Зейгарник).

Силу потребностей и мотивов можно измерять величиной препятствий, которые

животное или человек готовы преодолеть для удовлетворения потребности. В

экспериментальной ситуации сила мотивации может моделироваться величиной

поощрения или наказания. В экспериментах на животных часто используется метод

голодания или вынужденного сексуального воздержания для изменения пищевой или

сексуальной потребности, а также изменения силы удара электрическим током для

варьирования потенциала реакции избегания.

Интерес для педагогики представляют опыты по выявлению оптимальной силы

мотивации при решении задач разной сложности. В экспериментах на животных и

людях обнаружилось,