Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

узком смысле. Подчинение всех интересов человека задаче завоевания максимально

высокого социального статуса делает личность столь же однобокой, как и

доминирование пищевой потребности над всеми другими.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково соотношение понятий "индивид" и "личность"? 2. Являются ли свойства индивида генетически заданными или они могут

формироваться и изменяться прижизненно? 3. Что такое "интегральная индивидуальность" и какие подуровни можно в ней

выделить? 4. Какова функция "интегральной индивидуальности" как целостного образования? 5. Приведите пример, когда те или иные изменения на одном уровне "интегральной

индивидуальности" приводят к существенным изменениям на других уровнях. 6. Какие индивидные свойства относятся Б. Г. Ананьевым к "первичным" и

"вторичным"? 7. Объясните, почему темперамент и задатки относятся к числу свойств индивида, а

характер и способности - к свойствам личности? 8. Все ли люди, по вашему мнению, обладают такой подструктурой "интегральной

индивидуальности", как "личность в узком смысле слова"? 9. Всегда ли более высокие уровни "интегральной индивидуальности" выступают в

качестве ведущих по отношению к нижележащим? 10. Почему постоянное доминирование подструктуры, названной "социальным

статусом", ведет к такому же однобокому развитию личности, как и преобладание

одного из низких уровней иерархии?

3.2. СТРОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

3.2.1. Вводные замечания

Говоря о строении личности, чаще всего имеют в виду ее широкое понимание, иногда

настолько широкое, что психология личности практически совпадает по содержанию

со всей психологией. Так, получившая широкое распространение "карта личности"

[Платонов К. К. - 1983] включает способности, черты характера, темперамент,

особенности всех психических процессов, социальную и профессиональную

направленность и даже прошлый опыт и уровень культуры. Теоретическим

обоснованием такой сверхширокой трактовки личности может служить так называемый

личностный подход, получающий большое распространение в психологии. Согласно

этому подходу, нет, например, мышления вообще, а есть мышление конкретной

личности, и мы ничего не сможем узнать, по существу, об этом процессе без знаний

о самой мыслящей личности.

Суть такого подхода хорошо сформулировал С.Л.Рубинштейн: "Вся психология

человека... является психологией личности", поскольку, во-первых, любые

индивидуальные особенности психических процессов определяются особенностями

личности в целом; во-вторых, любая психическая функция развивается не по

самостоятельным линиям, а в тесной зависимости от общего развития личности; в- третьих (и это главное), у человека психические процессы "не остаются только

процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые

действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она

направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач" [Рубинштейн С. Л. -

1989. - Т. 2.- С. 95-96].

В психических процессах проявляются психические свойства личности, а сами

психические процессы, в свою очередь выполняя определенную роль в жизни

личности, переходят в ее свойства. Поэтому они не должны изучаться в отрыве друг

от друга. Изучение психологической стороны деятельности, продолжает С. Л.

Рубинштейн, "является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе

деятельности" [там же. - С. 98]. В контексте сказанного представляется

справедливым выделение в личности двух основных составляющих - потребностно- мотивационной и познавательной сфер личности. В первую входят потребности,

мотивы, интересы, эмоции, воля, задатки и способности, темперамент и характер;

во вторую - ощущения, восприятие, внимание, память, представления, воображение,

мышление.

Но простое отнесение, например, восприятия к познавательной сфере личности само

по себе не обеспечивает реализацию личностного подхода при его изучении. Такой

подход требует всестороннего учета свойств личности как целого при планировании,

проведении и интерпретации результатов любого исследования, обследования или

воздействия на личность. Психологическая характеристика личности как целого или

описание психического облика личности предполагает выделение и изучение таких ее

подструктур, которые вносят наиболее существенный вклад в функционирование этого

целого, являются высшими формами интеграции свойств личности в узком смысле

слова, создают ее неповторимый индивидуальный облик.

Фактически вопрос стоит о единицах анализа личности или клеточках, из которых

строится личность и которые сохраняют свойства целого. В различных

психологических концепциях в качестве таких клеточек чаще всего выступают

образования, побуждающие человека к активности и задающие направление такой

активности: бессознательные влечения, потребности и квазипотребности, мотивы,

отношения, диспозиции и установки, направленность. Все авторы, изучавшие

личность, подчеркивают, что данные "единицы" объединяются в сложные динамические

и, как правило, иерархические системы, которые способны к саморазвитию. Поэтому

правильнее с самого начала говорить о системе мотивов, системе отношений и т.д.

В некоторых случаях выделяются промежуточные структуры, взаимодействующие и даже

конфликтующие между собой (наиболее яркий пример - "Оно", "Я" и "Сверх-Я" в

психоанализе).

Во всех направлениях специальное внимание уделено анализу самосознания и

подструктур "Я", выполняющих особую роль в процессах интеграции личности. Ниже

мы рассмотрим результаты ряда исследований