Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

мира. Образ мира в той интерпретации, которую

мы излагаем, возникает и эволюционирует как целостное интегральное образование

познавательной сферы личности, которое, тем не менее, не может отождествляться с

самой личностью. Образ мира функционально и генетически первичен по отношению к

любому конкретному образу или отдельному чувственному переживанию.

Изолированные образы в принципе не могут существовать. Результатом любого

познавательного процесса выступает не некоторый новый единичный образ, а

модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами. Иначе говоря, любой

образ не представляет собой самостоятельной сущности и может быть только

элементом образа мира. Отсюда следует, что главный вклад в построение образа

конкретной ситуации вносит именно образ мира в целом, а не набор сти-мульных

воздействий. Знаменитая и широко обсуждаемая в литературе субъективная

"прибавка" к стимулу, делающая образ "на выходе" значительно богаче наличной

стимуляции, осуществляется еще на стадии формирования гипотезы, т. е. до начала

воздействия стимула.

Познавательное движение от образа мира навстречу стимуляции имеет форму

построения и проверки гипотез и осуществляется непрерывно, прекращаясь частично

во сне и полностью при потере сознания. Собственно, и сам образ представляет

собой не что иное, как совокупность непрерывно генерируемых гипотез разного

уровня. К поверхностному уровню можно отнести перцептивные гипотезы,

реализованные в тех или иных чувственных модальностях (зрительной, слуховой и

т.д.). На глубинных уровнях образа мира гипотезы формулируются на языке значений

и личностных смыслов (рис. 1). При нарушении возможности верификации гипотез

(например, в условиях сенсорной депривации, т.е. полной тишины, темноты и т.д.)

образ мира разрушается, человек теряет ориентацию во времени, пространстве, у

него нарушается логическое мышление, появляются галлюцинации.

Если образ окружающего мира представляет собой, по сути, совокупность наших

гипотез, то из этого можно сделать вывод, что по самой своей природе он носит

прогностический характер, т.е. отражает не столько состояние дел в данный

момент, сколько прогноз на близкое (для поверхностного уровня) или более далекое

(для глубинных уровней) будущее. Именно глубинные уровни определяют те сферы

реальности, в отношении которых строятся и проверяются познавательные гипотезы.

При этом каждая гипотеза с самого начала оказывается вписанной в контекст

текущей деятельности и целостного образа мира.

Очень кратко изложенные представления об образе мира позволяют нарисовать

принципиально иную функциональную структуру познавательного действия, чем та,

которая предлагается стимуль-ной парадигмой. Согласно деятельностной парадигме,

познавательное действие возникает в ответ на рассогласование прогнозируемых

событий на "сенсорном входе" с тем, что реально имеет место или в ответ на

совершение самим субъектом действия, которое должно привести к прогнозируемому

изменению чувственных впечатлений.

В первом случае познавательное действие будет строиться по схеме: O1 - C1 - P1 -

О2 - С2- Р2..., где О4 - исходный образ; C1 - стимул, не вписавшийся в исходный

образ и требующий для своей ассимиляции изменения образа; P1 - реакция

(действие), вызванная рассогласованием ожидаемого и реально имеющего место

сенсорного события; О2 - модифицированный образ мира и т.д. Во втором случае

процесс построения и уточнения образа начинается с собственного действия

субъекта: O1 - Д1 - C1 - О2 - Д2 - С2 и т.д., где О1 - исходный образ; Д1 -

активное действие субъекта; C1 - возникшее в результате действия изменение

стимуляции; О2 -уточненный образ и т.д.

В изложенной выше интерпретации процесс построения образа приобретает характер

особой познавательной деятельности, обладающей всеми атрибутами подлинной

предметной деятельности и имеющей ту же структуру.

Контрольные вопросы и задание

1. Дайте определение чувственного образа. 2. Чем прежде всего отличаются стимульная и деятельностная парадигмы построения

образа? 3. При нарушении какого механизма процессов построения образа возникают

галлюцинации? 4. Что такое "перцептивная защита"? 5. Что такое "образ мира" и каковы его основные свойства?

2.2.2. Учение как деятельность

В предыдущем параграфе было раскрыто понимание психических познавательных

процессов как особых форм предметной деятельности. Речь шла прежде всего о

перцептивной, мнемической, мыслительной деятельностях. Даже внимание поддается

деятельностной интерпретации. П. Я. Гальперин предпринял хотя и не бесспорную,

но очень интересную попытку истолкования произвольного внимания как деятельности

идеального контроля. Было успешно осуществлено "экспериментальное формирование

внимания" у учащихся методом, который будет описан в следующем параграфе

[Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. - 1974].

Результаты психологических исследований различных познавательных функций и

закономерностей их развития в онтогенезе позволили сделать многочисленные

рекомендации по повышению эффективности учебного процесса как в средней, так и в

высшей школе. Однако основное значение имеют результаты изучения не отдельных

психических процессов, а синтетической учебной деятельности, в которой

объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие,

внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции,

воля. В этом огромная заслуга деятельностного подхода, пришедшего на смену

подходу функциональному и обеспечившего