Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

сознанию. Система смыслов

постоянно изменяется и развивается, определяя в конечном счете смысл любой

отдельной деятельности и жизни в целом. Но личностный смысл не имеет своего

объективированного существования вне сознания человека и может передаваться

другим людям через "холодные", т.е. лишенные субъективной окраски значения.

Задача искусства (по А.Н.Леонтьеву) и состоит в трансляции художником своих

личностных смыслов, в то время как наука занимается производством чистых

значений. Но выработанные наукой значения, будучи усвоенными тем или иным

человеком, начинают новую жизнь в его сознании и неизбежно приобретают более или

менее выраженный личностный смысл, превращаясь в личностное знание. Рождаясь в

голове ученого, любое личностное знание или понятие несет на себе печать его

личностного смысла. Однако идеалы современной науки требуют максимально очищать

значения от личностного смысла, что невозможно сделать до конца, да, по- видимому, и не нужно [Полани М. - 1985].

Выделение перечисленных выше образующих сознания до некоторой степени условно и

может осуществляться лишь в интересах его анализа. Реально сознание представляет

собой неделимую целостность, в которой чувственная ткань, значения и смысл

связаны системой взаимопереходов и взаимодействий точно так же, как и образующие

деятельности: особенная деятельность, действие и операция. Совпадение

триадической структуры деятельности и сознания отнюдь не случайно. Смысл

выступает прямым порождением мотива, значение рождается при возникновении

целеподчиненных действий, а чувственная ткань является таким же "строительным

материалом" сознания, как операции - "кирпичиками" деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Вспомните какой-нибудь случай в своей жизни, когда вам приходилось наблюдать

"чувственную ткань" своего сознания в отрыве от значений и смыслов. Если вам это

не удается, попробуйте посмотреть на окружающий вас мир отстраненным взглядом и

увидеть мозаику цветовых пятен вместо реальных предметов. 2. Перечислите виды значений и попробуйте дать им определения. 3. В каком порядке разные виды значений возникают в онтогенезе? 4. Приведите пример того, как одно и то же объективное значение может иметь для

разных людей различный смысл (возможно, даже противоположный). 5. Как можно определить разные задачи науки и искусства, используя термины

"значение", "личностный смысл"? 6. Как соотносятся структура деятельности и структура сознания?

2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.2.1. Функциональная структура познавательных процессов и понятие "образ мира"

Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория

образа. Образ выступает исходным пунктом и одновременно результатом любого

познавательного акта. В широком смысле под образом понимается всякая (в том

числе и абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности. В более

узком смысле слово "образ" используется для обозначения чувственных форм

отражения, т. е. таких, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия,

последовательные образы и др.) или квазисенсорную природу (образы памяти,

воображение, галлюцинации, сновидения и др.).

В качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности выступает

целостный образ мира - "многоуровневая система представлений человека о мире,

других людях, себе и своей деятельности" [Психология. - 1990. - С. 241]. Понятие

образа мира в контекст общепсихологической теории деятельности было введено в

последних работах А.Н.Леонтьева [1983]. Оно имеет ключевое значение для

последовательно деятельностной интерпретации всех познавательных процессов и

поэтому требует развернутого анализа.

До сих пор во многих работах по психологии познания при описании процесса

построения образа воспринимаемого объекта воспроизводится стимульная парадигма

функциональной структуры познавательных процессов. Согласно этому подходу,

процесс построения образа актуального окружения носит не активный, а реактивный

(рефлекторный) характер и складывается из следующих моментов.

1. Получение и селекция чувственных впечатлений различной модальности от

воздействующей на организм стимуляции.

2. Складывание из полученных таким образом ощущений целостного образа предмета

за счет: а) присоединения к этим ощущениям образов памяти о прошлых воздействиях

данного предмета на органы чувств той же модальности, что и актуальное

воздействие, а также его воздействие в прошлом на органы чувств другой

модальности; б) применения к исходным чувственным данным различных операторов, с

помощью которых в стимуляции выделяются переменные более высоких порядков,

инвариантные относительно изменяющихся условий восприятия (для зрения такими

условиями являются угол наблюдения, расстояние, относительное движение,

освещенность и т.п.).

3. Применение к полученному таким путем чувственному образу, который уже

приобрел отнесенность к внешнему миру, различных приемов смысловой обработки

(обобщение, категоризация, абстрагирование и т.п.).

Все операторы, перечисленные в пунктах 2 и 3, иногда называют промежуточными

переменными, благодаря которым мозаика воздействующих стимулов превращается в

осмысленный сознательный образ "на выходе". Так складывается схема: C1 (стимул)

- O1 (система обработки чувственных данных, образ) - P1 (реакция, ответное

действие) - С2 - О2 - Р2 - и т.д., пока не будет получен уточненный образ Оn. В

этой схеме может найтись место достаточно широкому спектру