Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

особая форма психического

отражения - сознание, т. е. совместное знание, которое не сводится просто к

последовательности внутренних деятельностей или действий. И во внешней, и во

внутренней деятельности наряду с временной организацией - преемственностью,

последовательностью актов - существует и особый план, который придает единство и

целостность любой деятельности, это план образа - одномоментного отражения

исходных условий, хода деятельности и ее ожидаемого результата. Поэтому

существуют два плана сознания - сознание как внутренняя деятельность и сознание

как отражение (образ). Можно сказать, что сознание-образ и сознание-деятельность

суть две формы бытия психики, два аспекта ее существования, которые, будучи

взаимосвязаны, в то же время качественно не сводимы друг к другу. В реальной

деятельности осуществляются их взаимопереходы и развитие.

Тесная связь, взаимопереходы образа и деятельности выдвигают на первое место (в

качестве наиболее существенных) амодальные характеристики образа, несущие его

предметное содержание на "языке" тех деятельностей, которые с ним могут быть

осуществлены. Образ не субстанционален, он не представляет собой некоей вещи.

Поскольку образ неотделим от деятельности, то нет и какого-либо "склада" образов

в нашей долговременной памяти. Не будучи включенным в деятельность, образ не

существует как психологическое явление.

Деятельностное понимание природы образов исключает возможность их самоактивности

или непосредственного взаимодействия друг с другом [Талызина Н.Ф. - 1984]. Любая

коррекция и обогащение образов возможны только на основе их включения в процессы

деятельности. С другой стороны, сами образы могут стать предметом специальной

деятельности, направленной на их видоизменение и преобразование.

Контрольные вопросы и задания

1. Из каких основных образующих ("единиц психологического анализа") состоит

деятельность? 2. Цель или мотив определяют основные качества конкретной деятельности? 3. Приведите пример полимотивированной деятельности. 4. Может ли действие превратиться в отдельную деятельность или в операцию? Если

да, то как называются эти процессы. 5. Дайте определение термина "задача". 6. Одинаковую ли структуру имеют внешняя и внутренняя деятельность?

2.1.3. Составляющие сознания

Сознание, как оно открывается субъекту, представляет собой картину мира,

открывающегося человеку. Эта картина является исходным пунктом любой

деятельности (деятельность направляется сознательным образом ожидаемого

результата) и изменяется после каждого акта деятельности, впитав в себя его

результат. Согласно А. Н.Леонтьеву, в сознаваемой картине мира можно выделить

три слоя.

1. Чувственная ткань сознания - чувственные переживания различной модальности,

интенсивности, ясности и т.д. В чистом виде она обычно не открывается субъекту и

необходимы или специальные усилия или особые условия (искажение изображения -

инверсия, псевдоскопия и др., сенсорная депривация, воздействие специальных

фармакологических веществ и т.п.), чтобы отделить чувственную ткань от того

объекта, информацию о котором она несет. Одна из важнейших функций данной

составляющей сознания - это придание чувства реальности существования

отражаемого объекта, всего открывающегося нам в сознании мира.

2. Значение. Носителями значений выступают предметы материальной и духовной

культуры, нормы и образцы поведения, закрепленные в ритуалах и традициях,

знаковые системы и, в первую очередь, язык. В значении зафиксированы общественно

выработанные способы действия с реальностью и в реальности. Выпадение целых

систем чувствования (зрения, слуха или даже того и другого) не разрушает

сознание и не создает непреодолимых препятствий для его формирования в

онтогенезе. Но сознание разрушается при деформации системы значений в

результате, например, болезни или жизни в полной изоляции.

Освоение мира значений ребенком начинается с операциональных и предметных

значений в ходе материальной деятельности с вещественными предметами и в

сотрудничестве с взрослым [Стеценко А. П. - 1983. - С. 22 - 30]. Интериоризация

операциональных и предметных значений на основе знаковых систем (в первую

очередь языка) приводит к зарождению понятий (словесных значений) - их

дальнейшее развитие может уже не требовать опоры на генетически более ранние

формы внешней материальной деятельности. Значения существуют и объективно, т. е.

вне индивидуального сознания - в культуре, языке; но, усваиваясь субъектом, они

получают вторую жизнь как образующие индивидуальное сознание.

3. Личностный смысл. Объективное содержание, которое несут в себе конкретные

события, явления или понятия, иначе говоря, то, что они значат для общества в

целом, может существенно не совпадать с тем, что в них открывает для себя

индивид. Ведь человек не просто отражает объективное содержание тех или иных

событий и явлений, но одновременно фиксирует свое субъективное отношение к ним,

переживаемое в форме интереса, желания или эмоции и называемое личностным

смыслом. Смысл этот может быть и реально бывает разным у разных людей и отнюдь

не совпадающим полностью с объективным значением тех или иных обстоятельств,

хотя их объективное значение может и пониматься субъектом. Биолог может

прекрасно понимать значение слова "смерть", но это слово приобретает особый и

новый личностный смысл и эмоциональную окраску, когда он узнает о смерти

близкого человека или что он сам смертельно болен.

Личностные смыслы придают пристрастность человеческому