Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

в 10 лет. Преподаватель вуза имеет право безвозмездно читать

тот или иной учебный курс, параллельный существующему, и руководство вуза

обязано обеспечить ему для этого соответствующие условия (ст. 55, пп. 4,5, 7)

[там же. - С. 34].

Перечисленные выше и многие другие положения Закона "Об образовании" позволяют

констатировать, что в России создана хорошая законодательная база для развития

образования в целом и высшего образования в частности. Однако реализация

заложенных в законе возможностей будет зависеть от экономической ситуации в

стране, общественно-политической обстановки и реальной политики исполнительной

власти в области образования. Многое будет определяться и способностью всего

преподавательского корпуса и особенно руководства вузов наладить эффективную

деятельность вузов в новых условиях, организовать цивилизованный рынок

образовательных услуг, не дожидаясь благодеяний "сверху".

Положительные сдвиги в этом направлении весьма отчетливо обозначились за

последние 2 - 3 года. В 1998 г. доля негосударственных высших учебных заведений

превысила одну треть (334 из 914). В качестве яркого позитивного примера можно

привести Современный Гуманитарный Университет (СГУ), образованный в 1992 г.

Благодаря использованию новейших образовательных технологий, в частности

дистанционного обучения, к 2001 г. университетом образовано более 100 филиалов,

в которых обучается 100 тыс. студентов [Кабакин М.В. и др. - 2001].

Контрольные вопросы и задание

1. При каких условиях высшая школа России способна дать адекватный ответ на

вызовы времени? 2. Назовите прогрессивные, с вашей точки зрения, принципы и конкретные

положения, внесенные в новый Закон Российской Федерации "Об образовании". 3. В каких статьях Закона РФ "Об образовании" реализуется идея приоритетности и

опережающего развития образовательной сферы? 4. Если бы вас избрали ректором, какие первоочередные мероприятия вы сочли бы

необходимым провести для улучшения работы вуза и его успешного развития в

условиях рынка?

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

2.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.1. Деятельность как философская категория

Понятие "деятельность" психология заимствовала из философии. Самое широкое

философское определение деятельности - это способ существования человека и

общества в целом. Если попытаться уточнить специфику собственно человеческого

способа существования, то она состоит в активном отношении человека к миру,

направленном на его целесообразное изменение и преобразование [Огурцов А. П.,

Юдин Э. Г. - 1972. - С. 180]. При этом изменение внешнего мира есть только

предпосылка и условие для самоизменения человека. Деятельность не только

определяет сущность человека, но, выступая в роли подлинной субстанции культуры

и всего человеческого мира, создает и самого человека. Субстанциональный

характер деятельности делает ее сопоставимой по мощности с самой природой, в том

смысле, что в ходе деятельности "субстанциональность природы творчески

достраивается до невозможного в самой природе". В этом смысле человек как бы

наследует субстанциональность у самой природы [Батищев Г.С. - 1969. - С. 89].

Столь сложные рассуждения понадобились нам для того, чтобы предостеречь от

упрощенного понимания деятельности как некоторого "делания" чего-то, как простой

совокупности отдельных действий или движений. Разумеется, излагаемая здесь

интерпретация деятельности, берущая начало в немецкой классической философии, не

является единственно возможной или абсолютно общепринятой. Но именно на таком

понимании деятельности строились концепции в отечественной психологии, которые

превращали это понятие в объяснительный принцип или делали его главным объектом

изучения.

На конкретно-научном - психологическом - уровне деятельность определяется как

совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным

отражением. При этом именно деятельность несет в себе те внутренние противоречия

и трансформации, которые порождают человеческую психику, выступающую, в свою

очередь, в качестве условия осуществления деятельности. Иногда образно говорят,

что психика является органом деятельности, моментом ее движения.

Деятельность есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два

взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом

(опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет "впитывания" в себя все

более широкой части предметного мира (распредмечивание).

Деятельность является первичной по отношению как к субъекту, так и к предмету

деятельности. И субъект, и объект как бы "обособляются" в процессе деятельности,

выделяются из нее. Главный канал развития субъекта - интериоризация - перевод

форм внешней материально-чувственной деятельности во внутренний план.

Исполнительные механизмы деятельности, направляемые исходным образом ситуации,

испытывают на себе сопротивление внешней реальности в силу неполноты или

неадекватности ориентирующего образа. Обладая определенной пластичностью,

деятельность подчиняется предмету, на который она направлена, модифицируется им,

что приводит к исправлению исходного образа за счет обратных связей. Этот

циклический процесс является источником не только новых образов, но и новых

способностей, интересов, потребностей и других элементов человеческой

субъективности. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым

изменяет себя.

Главная характеристика деятельности - ее предметность. Под предметом