Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах и не могут

игнорироваться российской высшей школой, имеющей и свои собственные высокие

образцы и замечательные традиции.

Контрольные вопросы и задание

1. Перечислите факты и закономерности социально-экономического и научно- технического развития цивилизации, которые определяют основные требования к

современной высшей школе. 2. Какие производства относятся к категории наукоемких? 3. Каковы основные тенденции развития высшей школы в индустриально развитых

странах? 4. Что входит в состав научно-учебно-производственного комплекса? 5. Противоречит ли тенденция к фундаментализации высшего образования тенденции к

специализированной подготовке выпускника для работы на конкретном рабочем месте?

1.3.2. Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации

Перспективы развития высшего образования в России напрямую зависят от следующих

основных факторов:

1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в

частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по

сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного

хозяйства; 2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы

образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой

другой области; 3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие,

становления рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции. При

этом высшая школа не должна оставаться один на один с рынком; для нее во всех

странах создаются льготное налогообложение, система госдотаций, условия для

стимулирования частных пожертвований и капитальных вложений; 4) наличия научной концепции развития высшего образования, широкого

развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и

педагогики высшего образования; 5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за

деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.

Хорошая основа для проведения адекватной государственной политики в области

высшего образования была заложена Законом "Об образовании", принятым Верховным

Советом Российской Федерации и Указом № 1 Президента России. Однако

провозглашенные в этих документах принципы, как было уже отмечено выше, долгое

время остаются на уровне деклараций.

В Закон "Об образовании" включены следующие весьма прогрессивные положения.

Впервые интересы личности в системе образования ставятся на первое место. В

первой же фразе преамбулы закона образование определяется как "целенаправленный

процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства..."

[Закон... - 1992. - С. 5]. Первая статья первого раздела провозглашает сферу

образования приоритетной в Российской Федерации. В статье второй, формулирующей

принципы государственной политики в области образования, провозглашается

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,

жизни и здоровья человека, свободного развития личности; свобода и плюрализм в

образовании; демократический характер управления и автономность образовательных

учреждений [там же. - С. 5].

Впервые в нашей новой истории государство готово оказывать содействие гражданам,

проявившим выдающиеся способности в получении элитарного образования (ст. 5, п.

7) [там же. - С. 7]. Граждане России и других государств получили право

выступать учредителями образовательных учреждений в Российской Федерации (ст.

10, п. 1) [там же. - С. 10]. Содержание образования должно быть ориентировано на

"обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации"

(ст. 14, п. 1) [там же. - С. 11]. Законодательно закреплена факультативность

прохождения студентами военной подготовки, отнимающей много времени и сил у них

и часто отрицательно влияющей на профессиональную подготовку (ст. 14, п. 7)

[Закон... - 1992. - С. И].

Согласно п. 2 ст. 40, "Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых

средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального

дохода" [там же. - С. 27]. (Однако в федеральном бюджете на 2000 г. на эти цели

опять выделялось менее 4 %.) Все образовательные учреждения в части их уставной

непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов,

включая плату за землю (ст. 40, п. 3), предусматриваются также налоговые льготы

отечественным и иностранным инвесторам в систему образования (ст. 40, п. 4) [там

же. - С. 27].

Запрещаются любые формы дискриминации выпускников частных учебных заведений, их

права полностью приравниваются к правам выпускников государственных школ и вузов

(ст. 50). Законом также предусмотрены до сих пор не выполненные гарантии

материального обеспечения "Размер средней ставки и должностного оклада... для

профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений

устанавливается на уровне, в два раза превышающем уровень средней заработной

платы работников промышленности" (ст. 53, п. 3). Причем запрещается изыскивать

средства на эти цели за счет повышения нагрузки преподавателей (ст. 53, п. 4)

[там же. - С. 33-34].

При исполнении профессиональных обязанностей за преподавателями закрепляется

право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания,

учебников, приемов оценки знаний. Педагогические работники имеют право на

оплачиваемый отпуск для повышения своей квалификации длительностью до одного

года не реже 1 раза