Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

вложений в систему высшего образования. В 1950 г. СССР

тратил 10 % национального дохода на образование, США - 4 % (в 1988 г. эти цифры

составили соответственно 7 и 12 %; с 1992 г. в России доля национального дохода,

направляемого на образование, упала ниже 4 %). В 1953 г. в СССР было 890 вузов,

в которых обучалось 1,527 млн чел.

С 1953 г. число вузов в стране практически не изменялось (1980 г. - 883; 1985 г.

- 894; 1988 г. - 898), а число студентов стабильно росло до середины 80-х годов,

достигнув в 1984 г. 5,280 млн чел., а затем стало постепенно снижаться (1985 г.

- 5,147 млн; 1987 г. - 5,026 млн; 1988/89 учебный год - 4,999 млн). В России в

1994 г. функционировало 700 высших учебных заведений, в которых обучалось около

3 млн студентов. В 2000 г. число студентов возросло до 4,7 млн в основном за

счет образования новых негосударственных вузов и платных отделений

государственных вузов [Современное... - 2001].

Число обучавшихся в аспирантуре к концу 80-х годов стабилизировалось в СССР на

уровне 80 тыс. человек, из них 40 тыс. - в научно-исследовательских институтах.

В стране была создана достаточно разветвленная система повышения квалификации

педагогических кадров высших учебных заведений. В 1984 г., который еще не был

затронут существенным спадом во всей системе высшего образования конца 80-х

годов, число преподавателей в вузах составляло 410 тыс. человек, в том числе 18

тыс. профессоров и докторов наук, 180 тыс. доцентов и кандидатов наук. Ежегодно

повышали свою квалификацию 70,3 тыс. преподавателей, из них около 35 тыс. на ФПК

и ИПК, 26 тыс. - путем стажировки [Основы... - 1986. - С. 22]. В вузах также

работало более 100 тыс. сотрудников, занятых в научно-исследовательском секторе

(более 70 % - по хозяйственным договорам); среди них было 22 тыс. докторов и

кандидатов наук [Савельев А.Я. и др. - 1990. - С. 64]. В 1986 г. из общего числа

преподавателей доля профессоров составляла примерно 2,2 %; доцентов - 28 %;

старших преподавателей - 23,7 %; ассистентов - 35,5 %.

Пик расцвета высшей школы в СССР пришелся на 50 - 60-е годы, когда страна

занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей и по

качеству подготовки специалистов в области математики, естественных наук и

техники. Выдающиеся и во многом неожиданные для Запада достижения СССР в сферах

ракетостроения, ядерной энергетики, ряде областей физики и химии вызвали в мире

широкий интерес к системе образования (в том числе и высшего) в нашей стране.

Именно этот факт явился одной из причин интенсивного роста капиталовложений в

сферу образования (включая высшее) в развитых странах, который, однако,

существенно замедлился в 80-х годах.

По данным ЮНЕСКО, к концу 80-х годов СССР занимал только 39-е место в мире по

числу студентов на 10 тыс. жителей. Деформированной была и структура подготовки

специалистов различных специальностей. Централизованное планирование,

осуществляемое в основном технократами, ориентация на потребности

социалистического народного хозяйства в ущерб интересам и запросам личности

привели к тому, что в СССР до 40 % студентов получали инженерное образование (в

других странах эта цифра колеблется между 10 и 20 %).

Но главная проблема состояла не в количестве, а в качестве подготовки

специалистов. Выпускники вузов чаще всего были не готовы к самостоятельному

решению профессиональных практических задач и творческой деятельности на своих

рабочих местах; не владели необходимыми навыками для непрерывного

самообразования в условиях информационного взрыва и быстро меняющихся

технологий; не имели социально-психологических знаний, необходимых для работы в

коллективе или руководства им; не обладали сформированным экологическим

мышлением, умениями пользоваться современной вычислительной техникой и новыми

информационными технологиями. Особую тревогу вызывала недостаточная гуманитарная

подготовка, приводившая к засилью технократического мышления. Эти недостатки

были свойственны отнюдь не всем выпускникам вузов, но масштабы их были

достаточно велики, и они определяли состояние высшего образования в целом.

Среди многих причин такого неудовлетворительного положения можно назвать

следующие:

недостаточное бюджетное финансирование при отсутствии возможностей зарабатывать

или привлекать средства из других источников. Следствием этого явились слабая

материально-техническая база вузов и неудовлетворительное материальное положение

студентов, а в последние годы и преподавателей;

межведомственные барьеры между вузами и научными учреждениями Академии наук и

отраслевых академий, с одной стороны, и производственными предприятиями - с

другой;

недостаточная профессиональная ориентация и слабая подготовка выпускников

средней школы к вузовским формам и методам обучения;

снижение уровня требований к студентам из-за боязни руководства вузов и

преподавателей снизить среднестатистическую успеваемость и показатели выпуска

специалистов. Ухудшение таких данных грозило низкими показателями в

"социалистическом соревновании" с последующими оргвыводами и снижением

финансирования, размеры которого зависели от количества студентов;

академизм, а иногда и схоластичность преподавания (прежде всего социально- политических и экономических дисциплин), слабое распространение активных методов

обучения;

низкий уровень и неэффективное использование технических средств,

автоматизированных и компьютерных систем обучения;

недостаточная индивидуализированность обучения, ограниченные возможности