Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

теоретических и методических проблем воспитательной

деятельности. Эти соображения справедливы только в том случае, если воспитание

понимается как процесс, направленный преимущественно воспитателем на

воспитуемого.

В данном пособии мы предлагаем принять в качестве предмета педагогики высшего

образования проектирование процессов обучения и воспитания в высшей школе и

управление ими. При этом нельзя упускать из виду, что для обеспечения такого

управления часто необходимо оказывать воздействие не непосредственно на ученика

или учителя, а на всю систему образования или ее отдельные звенья.

Система педагогического знания подразделяется на теорию воспитания и дидактику.

Под последней имеется в виду теория образования и обучения. Обучение можно

определить как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную

на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными

учебными планами и программами. Обучение всегда является двусторонним процессом

и состоит из преподавания и учения, описывающих активность каждого из участников

педагогического процесса.

Термин "образование" несколько шире по своему значению, чем термин "обучение".

Образование понимается как процесс и результат усвоения человеком социального

опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе.

Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме

самообразования, т. е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого

слова. В термине "образование" в более явной форме присутствует указание на

связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного

развития. Образованный человек - это не просто знающий человек, но и обладающий

высркоценимыми в обществе качествами личности.

Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным

предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать,

во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется

управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, и,

во-вторых, собственно исследовательские методы, т. е. приемы получения самого

педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их

достижения.

К исследовательским методам, направленным на добывание собственно

педагогического знания, можно отнести, в частности, следующие: наблюдение;

беседу и интервью (включая стандартизованное интервью); изучение документации и

продуктов деятельности учащихся; анкетирование и опросы; тестирование (тесты

достижений, личностные и интеллектуальные тесты, тесты креативности и др.);

метод экспертных оценок; педагогический эксперимент (констатирующий,

формирующий, контрольный); количественные методы статистического анализа;

контент-анализ; организационно-деятельностные игры.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково буквальное значение слова "педагогика" (его этимология)? 2. Что означает термин "воспитание" в узком и широком смысле? 3. Дайте определение предмета педагогики как науки. 4. Какой из терминов имеет наиболее широкое значение: обучение, образование или

воспитание? 5. Перечислите основные исследовательские методы, используемые в педагогической

науке.

Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия

Данное выше определение предмета педагогической науки, конкретизированное с

учетом специфики высшего образования, определило последовательность изложения

материала в этом пособии. Поскольку главным предметом педагогики высшей школы

является проектирование процесса обучения и воспитания студентов, а также и

управления им, то нам необходимо выявить те блоки знаний, без которых невозможно

управление любым объектом. Такими блоками являются:

1 - описание и оценка исходного (наличного) состояния объекта; 2 - описание финальных характеристик объекта, т.е. той цели, которую нужно

достигнуть с помощью управляющих воздействий; 3 - методы воздействий, обеспечивающие переход от исходного состояния к

финальному; 4 - способы контроля за достижением поставленных целей, т.е. оценки того,

насколько достигнутое состояние отличается от запланированного.

Применительно к проблематике высшей школы в первый блок входит социально- историческая характеристика современной системы высшего образования в России,

методы определения уровня подготовки выпускников вузов, методы входного контроля

знаний и умений, методы оценки индивидуальных особенностей студентов

(психологических, психофизиологических, соматических и др.), методы определения

уровня профессиональной подготовки преподавателей, т. е. все, что связано с

описанием системы образования в целом и отдельных ее участников, которые могут

стать объектом управляющих воздействий.

Во второй блок входит прежде всего описание целей обучения и однозначно

задаваемое ими содержание образования. При этом особое внимание должно быть

уделено механизмам перехода от конечных целей образования к промежуточным,

достигаемым с помощью конкретных дисциплин (предметов) и отдельных видов учебной

деятельности. Именно педагогические цели разных уровней определяют вид учебного

плана и содержание программ учебных курсов, а также частично организационные

формы учебных занятий.

Третий блок включает в себя не только методы обучения и воспитания студентов, но

и методы подготовки и переподготовки преподавателей, совершенствования и

перестройки всей системы высшего образования, ее отдельных звеньев. Методы

обучения вместе с содержанием определяют