Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

как средства достижения других целей; в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой

психики. Следствием этого является признание невозможности прямого вмешательства

в психику или непосредственного изменения ее атрибутов и составляющих. Любые

навыки, знания и умения, черты личности, интересы и идеалы могут быть

сформированы или изменены в результате деятельности, инициированной самим

учащимся. Внешние воздействия могут лишь стимулировать или тормозить эти

процессы, но никак не подменять их. Всякое внешнее, прямое вмешательство в

психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для

психики или даже жизни человека; г) признание отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей

силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики; д) принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением

примата духовного начала, его ведущей роли в развитии человека.

2. Познакомить с современными трактовками предмета педагогической науки,

предмета педагогики и психологии высшего образования. Изложить основные

тенденции развития высшей школы на современном этапе.

3. Дать представления об истории и современном состоянии высшего образования в

России; ознакомить с основными подходами к определению конечных и промежуточных

целей высшего образования, методов их достижения (методов обучения и

воспитания); предложить способы обеспечения педагогического контроля (в том

числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и

достижением поставленных педагогических целей.

4. Сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально- экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и

воспитания.

5. Способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики педагога,

пониманию его ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними

отношений партнерства и сотрудничества.

6. Дать информацию об особенностях профессионального труда преподавателя вуза.

Контрольные вопросы и задание

1. При каких условиях курс педагогики и психологии высшей школы стимулирует

личностный рост и саморазвитие тех, кто его изучает? 2. Какие из перечисленных выше целей и задач курса представляются вам

малореалистичными и трудновыполнимыми и почему? 3. Перечислите этические нормы и требования, которым должен, по вашему мнению,

удовлетворять педагог, чтобы считаться профессионалом.

О предмете педагогики

Слово "педагогика" переводится с греческого как "детовождение" и первоначально

обозначало воспитательную работу с детьми, проводимую специально подготовленными

для этого лицами - педагогами. Сразу необходимо обратить внимание читателя на

то, что термин "воспитание" используется в научной педагогической литературе и в

настоящем пособии в двух смыслах - узком и широком - в зависимости от контекста.

Под воспитанием в узком смысле традиционно понимается система воздействий на

личность с целью развития, формирования ее в заданном воспитателем направлении,

что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок,

действенных отношений человека к миру и т.п. Такое представление о воспитании

является упрощенным и в настоящее время подвергается интенсивному

переосмыслению, что мы подробно обсудим ниже. Широкое толкование термина

"воспитание" помимо перечисленного предполагает обучение, приобретение новых

знаний, умений, навыков и способностей.

Широкое понимание воспитания вполне оправданно и используется все чаще.

Действительно, любое новое знание или умение, а также процесс их приобретения

неизбежно оказывают влияние на личность человека. Отсюда берет свое начало один

из главных принципов педагогики - принцип единства обучения и воспитания (здесь

термин "воспитание" понимается традиционно, в узком смысле).

Как видно из сказанного, этимология термина "педагогика" уже не отражает его

современного содержания, включающего в себя "воспитание человека на всех

возрастных этапах его развития" [Педагогика. - 1988. - С. 8]. В ходу такие

термины, как "преддошкольная и дошкольная педагогика", "школьная педагогика"

[Харламов И. Ф. - 1990. - С. 37], "педагогика профессионально-технического

образования", "педагогика среднего специального образования", "педагогика высшей

школы" [Краткий... - 1984. - С. 179]. И даже "педагогика образования взрослых".

Традиционно предметом педагогики считается "воспитание как подготовка растущего

человека кжизни" [Харламов И. Ф. - 1990. - С. 22] или "воспитание человека как

особая функция общества" [Педагогика. - 1988. - С. 8]. Но воспитание в той или

иной форме присутствовало в любом обществе и на всех стадиях его развития, даже

когда педагогики как науки еще не было. Процесс воспитания (в широком смысле)

становится предметом педагогики, когда осуществляется рефлексия его целей и

методов их достижения.

Некоторые специалисты обращают внимание на то, что сам процесс или деятельность

обучения и воспитания не может быть предметом педагогики, ибо закономерности,

подлежащие раскрытию и использованию в педагогической деятельности, коренятся не

в ней самой, а определяются сущностными характеристиками личности, законами,

управляющими ее развитием. Защищая эту точку зрения, И.Ф.Харламов [1990. - С.

23] предлагает определить предмет педагогики как исследование тех закономерных

связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием,

и разработку на этой основе