Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Проективные техники 6.7.9. Анкеты и опросники 6.7.10. Психофизиологические методы 6.8. Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей

в высшей школе 6.9. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей,

интеллектуальных и личностных тестов 6.10. Компьютеризация психодиагностических методик

Глава 7. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема

педагогического мастерства 7.1. Вводные замечания 7.2. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза 7.3. Структура педагогических способностей 7.4. Установки преподавателя и стили педагогического общения 7.5. Психологическая служба вуза

Заключение Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

В психологии издавна закрепились такие понятия, как "психология искусства",

"психология труда", "психология спорта", "психология мышления" и т.п. Они

используются для краткого обозначения совокупности психологических проблем,

закономерностей, феноменов, характерных для художественной, трудовой, спортивной

или мыслительной деятельности человека. В таком контексте понятны и правомерны

выражения "психология высшей школы", "психология высшего образования", в самом

первом приближении указывающие область психологических проблем, возникающих в

сферах человеческой деятельности, обеспечивающих функционирование системы

высшего образования (прежде всего деятельностей учения и преподавания).

Более строгие определения предметов психологии высшей школы, представляющей

собой раздел педагогической психологии, и педагогики высшей школы будут даны

ниже. Но уже в предисловии необходимо сказать несколько слов о правомерности

объединения в одной дисциплине предметов двух разных наук - педагогики и

психологии. Предварительно полезно напомнить известную классификацию наук,

предложенную философом Б.М. Кедровым [1981. - С. 76] [1]. Согласно ей,

психология занимает центральное место в системе наук и расположена в середине

условного треугольника, углы которого отведены философии, общественным наукам и

естествознанию. Между полюсами философии и естествознания расположены

математические науки, между естествознанием и общественными науками -

технические науки и медицина, а между общественными науками и философией -

педагогика. Наряду с техникой и медициной она является не фундаментальной, а

прикладной наукой. В ее задачи входит использование фундаментальных знаний,

добытых психологией, биологией, общественными науками применительно к решению

проблем обучения и воспитания.

1 В квадратных скобках дается источник используемой или дополнительной

информации, согласно списку литературы, с указанием года издания.

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать утверждение, что в ряду дисциплин, на

которые опирается педагогика, психология занимает особое, центральное место.

Цели и содержание образования, методы и средства обучения, организационные формы

учебной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, воспитание

творческой личности, специфика преподавательского труда - какой бы

педагогической проблемы мы ни коснулись, тут же всплывает ее психологический

контекст, обнаруживается синкретическая слитность педагогического и

психологического знаний.

Поэтому если педагогика хочет опираться на науку, а не ограничиваться

самоочевидными истинами, подсказываемыми здравым смыслом, она почти неизбежно

превращается в "психопедагогику" [Стоунс Э. - 1984]. Разумеется, здесь

необходимо чувство меры, которое должно предотвратить растворение знания

педагогического в знании психологическом, пусть даже и имеющем важное прикладное

значение для теории и практики обучения и воспитания.

Педагогика и психология высшей школы как самостоятельная дисциплина сложилась в

системе институтов и факультетов повышения квалификации преподавателей вузов,

хотя отдельные исследования по данной проблематике проводились еще в прошлом

веке. Одна из первых программ для слушателей ФПК и аспирантов по курсу "Основы

педагогики и психологии высшей школы" была подготовлена под руководством А. В.

Петровского в 1981 г. на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания

в высшей школе в Московском университете. В 1986 г. под редакцией А. В.

Петровского вышло в свет учебное пособие "Основы педагогики и психологии высшей

школы". Еще раньше были изданы учебные пособия М. И. Дьяченко и Л. А.

Кандыбовича "Психология высшей школы" (Минск, 1978); "Основы вузовской

педагогики" под ред. Н. В. Кузьминой (Л., 1972); С.И.Архангельского "Учебный

процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы" (М., 1980).

Содержательные публикации по отдельным разделам педагогики и психологии высшей

школы были изданы в Ленинграде, Казани, Воронеже, Иркутске, Ярославле и других

центрах психолого-педагогической науки в стране (см. список литературы).

В конце 80-х годов курс "Основы педагогики и психологии высшего образования" был

введен в качестве электива для аспирантов и соискателей всех специальностей.

Соответствующая программа была утверждена Госкомитетом по народному образованию

в 1988 г.

Объем этого учебного пособия не позволяет охватить все разделы типовой программы

курса "Педагогика и психология высшего образования". При отборе материала для

пособия автор руководствовался не принципом полноты охвата проблематики данной

дисциплины, а стремлением отразить наиболее актуальные вопросы педагогики и

психологии высшего образования, описать основные тенденции ее развития на

современном этапе. Еще одним важным критерием при отборе материала