Идея непрерывности
образования реализуется не только в процессе перехода от одной формы обучения к
другой: вуз -ИУУ-семинары, курсы и т.п., но и периодами напряженного
интеллектуального труда в промежутках между ними. Самообразование базируется на
высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и
творческой самореализации. Самообразование взрослого человека сугубо
индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка
самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги,
авторитетного руководителя школы.
Педагогическое самообразование учителя предполагает самостоятельное овладение
совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание
образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами
научной организации педагогического труда, общая культура, специфически
спроецированная в сферу педагогической деятельности.
Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования,
необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере
профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в
школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В
таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации,
будет находить ответы на интересующие его вопросы.
Организуя методическую работу, директор и завучи принимают во внимание наиболее
характерные трудности педагогов своей школы в построении целостного
педагогического процесса. В ходе анализа, планирования, организации коллективной
методической работы обязательно принимается во внимание данное обстоятельство.
Совместное обсуждение проблем, имеющих отношение к каждому учителю, безусловно,
стимулирует его самообразовательную деятельность. Следовательно, стимулирование
и руководство педагогическим самообразованием учителя со стороны директора
школы, завуча должно носить опосредованный характер.
Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность
педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем,
тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных
заведениях, но которые для современной школы являются актуальными. В числе таких
проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть
проблемы педагогического общения, индивидуализации и дифференциации обучения,
развивающего обучения, модульного обучения, обучения в школах нового типа:
гимназиях, лицеях, колледжах. Важным представляется блок проблем, связанных с
формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры,
гражданского воспитания и др.
Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда,
знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности.
Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время,
составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.
Аттестация педагогических работников. Аттестация педагогических работников школ
России введена в 1972 г. За время, прошедшее после первой аттестации, документы
об аттестации неоднократно обновлялись, дополнялись с учетом изменений,
происходящих в системе образования. Действующее в настоящее время "Положение об
аттестации педагогических и руководящих работников государственных,
муниципальных образовательных учреждений" утверждено приказом Министерства
образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908.
Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических
работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой
инициативы, социальной защиты [1]. Основным средством стимулирования выступает
дифференциация оплаты труда учителя. В основу проведения аттестации положены
принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие
справедливую, объективную оценку труда.
1 См.: Официальные документы в образовании. - 2001. - № 4.
Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных
комиссий.
В соответствии с действующим Положением создается три вида комиссий. Главная
аттестационная комиссия создается органом управления на уровне республики в
составе России, края, области, автономного образования. Районная (окружная,
муниципальная), городская комиссии создаются соответствующим органом управления
образования. Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается его
педагогическим советом.
Каждая