обоснована в предыдущем параграфе. В том случае, если
проблемная группа занята разработкой и внедрением собственной концепции или
методической находки, она проводит опытно-экспериментальную работу в
соответствии с основными признаками научно-исследовательской работы:
обоснованием проблемы и темы исследования, формулировкой гипотезы, определением
основных этапов и предполагаемых промежуточных результатов, выбором методов
исследования, определением контрольных и экспериментальных классов. Такая
работа, как правило, проводится под научным руководством преподавателей
педагогических учебных заведений, НИИ, ИУУ. При внимательном, заинтересованном
отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства школы они могут
сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом
коллективе школы.
Одной из коллективных форм методической работы в школе является деятельность
педагогического коллектива по избранной научно-методической теме. Эта форма
также имеет давнюю историю, но, к сожалению, в этой работе сохраняется очень
много формализма. Одна из причин такого положения дел заключается в случайном
выборе темы. В этом случае, если исследовательская тема не решает проблем
конкретной школы, она не приживается и обречена на неудачу. Задача руководителей
школы - раскрыть цели и ожидаемые результаты, увлечь педагогический коллектив,
сформировать психологическую готовность к работе над темой, раскрыть имеющийся
потенциал в школе для ее решения, при необходимости найти способы привлечения
научно-педагогических сил к совместной работе (на правах сотрудничества,
руководства, консультирования). Другая причина слабой эффективности работы над
научно-методической темой - в неумении организовать педагогический коллектив на
совместную деятельность, распределять участников и объем работы среди отдельных
учителей и предметно-методических объединений, в неумении провести объективный
начальный (констатирующий) срез состояния проблемы в своей школе. Одной из
причин неудачи в организации этой работы является нежелание педагогов обращаться
к изучению теоретических основ и передового опыта по исследуемой проблеме.
Отсюда, как правило, расходование сил, времени, потеря интереса к работе.
Коллективная исследовательская тема может планироваться на пять лет, в этом
случае формулируются цели и задачи на каждый год, определяются объемы и
содержание работы для каждого звена в системе методической работы (предметно-
методического объединения, предметных комиссий, проблемных групп), намечаются
сроки исполнения промежуточных этапов, разрабатываются формы отчетов и
представления результатов. Каждый промежуточный этап завершается общешкольной
формой отчета и подведения итогов - научно-практической конференцией,
педагогическими чтениями, общешкольным семинаром, педагогическим или
методическим советом.
Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты
отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами
методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток
времени или по завершении какого-либо этапа работы. Авторы сообщений, докладов
информируют своих коллег о результатах исследовательской работы. Присутствующие
учителя имеют возможность соотнести результаты своей работы с работой коллег,
убедиться в эффективности предлагаемых приемов и методов. В тех школах, где
введены должности заместителей директора школы по научной работе, эта работа
имеет более завершенный и ощутимый результат. Итоговые научно-практические
конференции и педагогические чтения проводят в торжественной праздничной
обстановке с поощрением учителей за результаты исследовательской и методической
работы, приглашением учителей из других школ, представителей общественности и
педагогической науки.
В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и
старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от
индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой
подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект коньюнктурного
формотворчества, так и от неверия в новое [1].
1 См.: Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред.
М.М. Поташника. - М., 1992. - С. 108.
Педагогическое самообразование учителя. Какие бы формы методической работы ни
избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой
самостоятельной работы учителя, его самообразованием.