Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

обоснована в предыдущем параграфе. В том случае, если

проблемная группа занята разработкой и внедрением собственной концепции или

методической находки, она проводит опытно-экспериментальную работу в

соответствии с основными признаками научно-исследовательской работы:

обоснованием проблемы и темы исследования, формулировкой гипотезы, определением

основных этапов и предполагаемых промежуточных результатов, выбором методов

исследования, определением контрольных и экспериментальных классов. Такая

работа, как правило, проводится под научным руководством преподавателей

педагогических учебных заведений, НИИ, ИУУ. При внимательном, заинтересованном

отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства школы они могут

сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом

коллективе школы.

Одной из коллективных форм методической работы в школе является деятельность

педагогического коллектива по избранной научно-методической теме. Эта форма

также имеет давнюю историю, но, к сожалению, в этой работе сохраняется очень

много формализма. Одна из причин такого положения дел заключается в случайном

выборе темы. В этом случае, если исследовательская тема не решает проблем

конкретной школы, она не приживается и обречена на неудачу. Задача руководителей

школы - раскрыть цели и ожидаемые результаты, увлечь педагогический коллектив,

сформировать психологическую готовность к работе над темой, раскрыть имеющийся

потенциал в школе для ее решения, при необходимости найти способы привлечения

научно-педагогических сил к совместной работе (на правах сотрудничества,

руководства, консультирования). Другая причина слабой эффективности работы над

научно-методической темой - в неумении организовать педагогический коллектив на

совместную деятельность, распределять участников и объем работы среди отдельных

учителей и предметно-методических объединений, в неумении провести объективный

начальный (констатирующий) срез состояния проблемы в своей школе. Одной из

причин неудачи в организации этой работы является нежелание педагогов обращаться

к изучению теоретических основ и передового опыта по исследуемой проблеме.

Отсюда, как правило, расходование сил, времени, потеря интереса к работе.

Коллективная исследовательская тема может планироваться на пять лет, в этом

случае формулируются цели и задачи на каждый год, определяются объемы и

содержание работы для каждого звена в системе методической работы (предметно- методического объединения, предметных комиссий, проблемных групп), намечаются

сроки исполнения промежуточных этапов, разрабатываются формы отчетов и

представления результатов. Каждый промежуточный этап завершается общешкольной

формой отчета и подведения итогов - научно-практической конференцией,

педагогическими чтениями, общешкольным семинаром, педагогическим или

методическим советом.

Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты

отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами

методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток

времени или по завершении какого-либо этапа работы. Авторы сообщений, докладов

информируют своих коллег о результатах исследовательской работы. Присутствующие

учителя имеют возможность соотнести результаты своей работы с работой коллег,

убедиться в эффективности предлагаемых приемов и методов. В тех школах, где

введены должности заместителей директора школы по научной работе, эта работа

имеет более завершенный и ощутимый результат. Итоговые научно-практические

конференции и педагогические чтения проводят в торжественной праздничной

обстановке с поощрением учителей за результаты исследовательской и методической

работы, приглашением учителей из других школ, представителей общественности и

педагогической науки.

В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и

старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от

индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой

подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект коньюнктурного

формотворчества, так и от неверия в новое [1].

1 См.: Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред.

М.М. Поташника. - М., 1992. - С. 108.

Педагогическое самообразование учителя. Какие бы формы методической работы ни

избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой

самостоятельной работы учителя, его самообразованием.