к своему профессиональному росту. Важным представляется также
сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности
методических служб. Все это является объектом управления и руководства для
заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Традиционно этой работой
в школе руководит завуч.
Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее
задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не
только директор школы и завуч, но и учителя.
В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим
образом:
• формирование инновационной направленности в деятельности педагогического
коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и
распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений
педагогической науки;
• повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической
подготовки учителей;
• организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов
учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;
• обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и
воспитания;
• организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-
методических материалов;
• оказание научно-методической помощи учителям на диагностической
индивидуализированной и дифференцированной основе (молодым учителям; учителям-
предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям, испытывающим
определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим разный
педагогический стаж; учителям, не имеющим педагогического образования, и др.;
• оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического
самообразования;
• повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные
части профессионально-педагогической культуры как наиболее обобщенной
характеристики деятельности учителя: общекультурную составляющую;
методологическую и исследовательскую культуру; профессионально-нравственную
культуру и культуру общения; дидактическую и воспитательную культуру;
управленческую культуру. Содержание методической работы конкретизируется по
каждому направлению формирования профессионально-педагогической культуры и может
быть предметом изучения в течение длительного времени.
Участие учителей в методической, инновационной деятельности способствует, в
конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального
стиля педагогической деятельности. Методическая работа в школе позволяет
разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его
профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей,
важных как для педагогического коллектива школы, так и для педагогического
сообщества в целом.
Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от
типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней
учащихся и учителей. Наибольшие трудности в этом отношении возникают в сельской
средней малокомплектной школе, насчитывающей от 50 до 100 учащихся и 10-12
учителей. Опыт работы сельских школ показывает целесообразность объединения
учителей нескольких таких школ в кустовые методические объединения на базе
какой-либо большой сельской школы.
Основные формы организации методической работы в школе.
Формы организации методической работы в школе изменяются, обновляются в
зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:
• государственная политика в сфере образования, законодательные акты и
документы;
• уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность,
выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-
деятельностных показателей;
• морально-психологический климат в коллективе школы, материально-технические
возможности организации методической работы;
• наличие внутришкольного педагогического опыта, инновационная открытость и
активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к
осуществлению методической работы;
• конкретная ситуация в коллективе школы, в отношениях между учителями,
учителями и учениками, учителями и руководителями.
В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов созданы
организационные координационные органы методической работы - методические
советы. В отличие от совета школы, педагогического совета методический