Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

взаимосвязей выделяются три основные группы

конфликтов в педагогическом коллективе [2]. Первая группа - профессиональные

конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей

профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи.

Такие конфликты являются следствием некомпетентности учителя, непонимания целей

деятельности, безынициативности в работе и др.

2 См.: Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и

пути их преодоления. - М., 1989.

Вторая группа - конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение

педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом

коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по

отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и ученикам,

нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др.

Такие конфликты возникают при нарушении взаимосвязей ролевого характера.

Третья группа - конфликты личностной несовместимости, возникают в результате

личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей

характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и

самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе

конфликтов данной группы.

Логика разрешения конфликтов складывается из такой последовательности действий:

предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие

оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта. На этапе

предупреждения конфликта важно выяснить, почему данный человек поступает именно

таким образом. Руководителю педагогического коллектива нельзя оставаться

безразличным к намечающемуся конфликту, поэтому он может вывести участников

конфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейся

ситуации. На этапе управления конфликтом руководитель проводит индивидуальные

беседы, обеспечивает психологическую подготовку каждого участника конфликта к

предстоящей встрече, общению.

Если конфликт не удается остановить на начальном этапе, разрабатывается тактика

и стратегия его разрешения. Это осуществляют директор школы или его заместители,

при необходимости принимается коллективное решение. Оно может быть связано с

тем, что конфликтующим членам коллектива создаются такие условия, чтобы они

некоторое время не контактировали между собой или эти контакты были ограничены.

Конфликты профессиональные, ролевого ожидания устраняются путем изменения

условий труда, организации учебно-воспитательного процесса, внесения коррективов

в режим работы школы и др. Сложнее устраняются конфликты личностной

несовместимости. В таких случаях руководители избирают такие пути разрешения

конфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт

существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных

особенностей.

§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития

современной семьи

Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как

клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения,

происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение

в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производственных,

профессиональных, политических, - семья не подвергается прямой перестройке.

Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более

противоречив и сложен.

Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более

медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи

участвуют кроме основных социально-экономических факторов и другие факторы -

биологические, психологические, демографические. Этим можно объяснить причину

устойчивости и живучести старого в семейной психологии. Этим, в частности,

объясняется и трудность в прогнозировании развития семьи.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально- биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими.

Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других

функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов.

Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по

отношению к человеку.

Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

• физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо

соответствующее