Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат

коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности,

особенностями ее психологических процессов, эмоционально-волевыми качествами.

Педагоги, обладающие чувством долга, принципиальностью, ответственным отношением

к делу, дисциплинированностью, общительностью, добротой, тактичностью и другими

положительными качествами, оказывают сильное влияние на формирование позитивного

климата в коллективе. И наоборот, эгоистичные, бестактные, непоследовательные в

поведении члены коллектива отрицательно влияют на утверждение положительного

климата.

Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных,

волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового,

изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к

инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных

ценностей. Руководитель учительского коллектива с сильной волей способен повести

за собой остальных. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива

воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен.

Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его

социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример.

Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и

правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный

конкретный человек - убеждающая личность. При этом убеждающий, используя силу

фактов, логику и аргументацию, воздействует не только на разум, но и на чувства

своих собеседников. Убеждение достигает своей цели в том случае, если собеседник

становится соучастником принятия задуманного решения и формулировки выводов,

если он при этом испытывает удовлетворение от найденного пути решения, создавая,

таким образом, общий благоприятный климат взаимодействия. В процессе внушения

происходит произвольное или непроизвольное воздействие одного человека на

другого или коллектив в целом. При помощи внушения в педагогическом коллективе

создается настроение, утверждаются идеи, ценности педагогической культуры. Оно

может быть прямым и косвенным, произвольным и непроизвольным. При прямом и

произвольном внушении цели, содержание, способы педагогической деятельности

должны быть безоговорочно приняты. При косвенном и непроизвольном внушении те же

цели и содержание принимаются опосредовано, через дополнительную информацию,

анализ аналогичных ситуаций и др. [1] Эффективным способом влияния личности на

формирование положительного социально-психологического климата в коллективе

является пример. Это может быть пример отношения к своему труду, к коллегам, к

коллективному мнению, к самому себе. Пример всегда конкретен, дает образец

деятельности и поведения, позволяет соотнести реальное и идеальное.

1 См.: Бойко В. В., Ковалев А. Т., Панферов В. И. Социально-психологический

климат коллектива и личность. - М., 1983. - С. 116- 124.

Конфликты в педагогическом коллективе. К числу факторов, препятствующих

формированию положительного психологического климата, относятся конфликты, или

"климатические возмущения", в педагогическом коллективе. Социально- психологический конфликт большинством специалистов рассматривается как резкое

обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей.

Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, по своей природе являются

конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при

которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному

понимают способы и средства их достижения.

Конфликты могут быть следствием различных причин. Причины межличностных

конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением

взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности.

Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями,

руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих

взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем

профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов.

Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил,

норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера

устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и

определяются их индивидуальными особенностями.

В зависимости от названных