Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

совместной деятельности и общения. Исходя из такого

понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные

функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в

педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении

коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач.

Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива

(А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в

педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость

внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного

вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в

утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов

коллектива.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного

социально-психологического климата (Е. С. Кузьмин, А. Г. Ковалев и др.). В одном

случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных,

нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом - выделяются

наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким

характеристикам относятся:

• удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом

и результатами труда; • признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и

неформальных лидеров; • мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе; • высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении

коллективом; • сплоченность и организованность членов коллектива; • сознательная дисциплина; • продуктивность работы; • отсутствие текучести кадров.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне

применимы к оценке педагогического коллектива.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние

на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В

педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и

уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель

испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении.

Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает

эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и

стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной

деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой

коллектив.

Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый

учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего

труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в

числе которых могут быть руководители, родители. Положительные оценки

стимулируют педагогов, отрицательные - дают основания для пересмотра своих

профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей

деятельности. Таким образом, одним из путей влияния социально-психологического

климата коллектива на личность является объективная оценка личностных,

профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. Это

означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть

взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.

Механизм влияния социально-психологического климата на личность состоит в

подражании - непосредственном заимствовании личностью мыслей, эмоций других

людей. В условиях педагогической деятельности одни учителя способны отражать и

переживать эмоциональное состояние своих коллег, другие - склонны к анализу

психических состояний и сопоставлению со своими убеждениями, желаниями, и в

зависимости от степени соответствия они принимают или не принимают их.

Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов существенно

ускоряют процесс позитивного подражания.

Наряду с мотивированным подражанием влияние социально-психологического климата

коллектива на личность может осуществляться и на интуитивном уровне восприятия

психических состояний других людей. Это относится к области эмпатической

способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его

настроенностью на эмоционально-психологическую волну своих коллег. При этом

педагог не только понимает и чувствует состояние другого, но и сам способен

испытать подобное состояние, найти оптимальное решение в создавшейся ситуации.

Другая сторона