Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

выполнение конкретных, частных задач подчиняется достижению общей цели

деятельности.

В значительной мере организационная структура зависит от социально- демографических и индивидуально-психологических особенностей членов

педагогического коллектива. Хорошей основой для установления тесных деловых

межличностных отношений является высокая степень однородности (гомогенности)

коллектива по таким признакам, как возраст, образование, уровень квалификации,

профессиональные ценности. Такие коллективы отличаются высоким уровнем

сплоченности, организованности. Однако, как отмечалось ранее, педагогические

коллективы достаточно разнородны по своему составу: в них входят молодые и

опытные преподаватели, имеющие разный уровень квалификации, представители

разного пола. Все это выступает реальной основой для возникновения неформальных

групп различной направленности. Это необходимо учитывать руководителям школы при

организации и управлении педагогическим коллективом.

Исследуя влияние взаимоотношений на стабильность педагогического коллектива,

Н.С.Дежникова пришла к выводу о двустороннем характере этого взаимодействия. С

одной стороны, внутриколлективные отношения отражаются на стабильности

коллектива, с другой - стабильность педагогического коллектива определяет

характер взаимоотношений педагогов [1].

1 См.: Дежникова Н. С. Педагогический коллектив школы. - М., 1984. - С. 18.

Организационная структура коллектива зависит также и от того, насколько

принадлежность к нему удовлетворяет потребности, интересы его членов. К числу

факторов, определяющих степень удовлетворенности, относятся престиж коллектива,

наличие друзей, осознание значимости своего труда в данном коллективе, морально- психологический климат, традиции коллектива.

На характер организационной структуры коллектива определенное влияние оказывает

его величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его

членами более прочные, устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между

его членами приобретают все более официальный характер. В педагогическом

коллективе, насчитывающем более 30 человек, как правило, возникают различные

неформальные группы, объединенные по разным признакам: общности интересов,

увлечений, совместному отдыху и др. Тем более они возникают в педагогических

коллективах больших городских школ, насчитывающих от 50 до 100 человек и более.

Особое значение приобретает проблема педагогических коллективов малокомплектных

сельских школ, в которых может быть от 10 до 50 учащихся и от 3 до 10-12

учителей. Численность педагогического коллектива определяет характер руководства

им. В небольших коллективах педагоги хорошо знают друг друга, отношения между

ними отличаются стабильностью, но в таких коллективах ограничены возможности

общения, взаимного обогащения. В больших коллективах складывается сложная

структура взаимоотношений, они более подвижны, иногда даже конфликтны, но в

таких педагогических коллективах большая вероятность появления ярких,

неординарных личностей.

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Настроение и

общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе

определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Понятия

"психологический климат", "социально-психологический климат" или "микроклимат" -

это понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом

географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что

человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он

может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с

отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в

процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики

психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с

положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной

морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и

ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его

членов. Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному

тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально- психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между

его членами в процессе