Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

в

педагогическом коллективе достаточно сложно. В каждом конкретном случае он

решается по-своему. Но совершенно очевидно, что недостаток мужского

представительства в школе должен быть компенсирован за счет привлечения

родителей-отцов, членов производственных коллективов к воспитательной работе во

внеурочное время.

Организационное строение педагогического коллектива. Исследования по психологии

коллектива (А.И.Донцов, А.Н.Лутошкин, А.В.Петровский, А.Л.Свенцицкий и др.) дают

обоснованную информацию о структуре коллектива. В частности, при социально- психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и

неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под

структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами

коллектива.

Формальная структура коллектива обусловлена официальным разделением труда,

правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый

человек, выполняя те или иные профессиональные функции, взаимодействует с

другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему

правил. Учителя, работающие в одном и том же классе, руководствуются

образовательными стандартами, программами, расписанием уроков и внеклассных

занятий, нормами профессиональной этики. Каждый учитель находится в официальных,

деловых отношениях с коллегами, руководителями школы. Отношения между учителями

и администрацией школы - директором, завучами - регламентируются должностными

инструкциями и распоряжениями.

Нормальное функционирование коллектива, его формальная организационная структура

зависят от ряда условий. Результаты коллективного взаимодействия учителей

определяются степенью организации совместной деятельности в рамках формальной

структуры, координацией функций, наличием различного рода оперативных графиков,

системой контрольных мероприятий за ходом и результатами учебно-воспитательного

процесса, равномерным распределением общественных обязанностей.

Неформальная структура коллектива возникает на основе действительных, а не

только предписанных, функций, выполняемых членами конкретного профессионального

объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть

реально сложившихся отношений между его членами. Такие отношения возникают на

основе симпатий и антипатий, уважения, любви, доверия или недоверия, желания или

нежелания сотрудничества и совместного поиска. Такая структура отражает

внутреннее, порой скрытое, незримое состояние коллектива.

Молодой учитель, сталкиваясь с трудностями в процессе педагогической

деятельности, в соответствии с формальной (официальной) организационной

структурой может обратиться за советом к заместителю директора школы по учебной

работе, но может обратиться и к другому учителю, которого считает

квалифицированным, компетентным специалистом или более объективным, внимательным

человеком и др. Неофициальные контакты могут возникать между учителями по разным

причинам. В одном случае это могут быть социальные потребности в общении,

дружбе, любви; в другом - желание получить профессиональную помощь и поддержку

от другого, более опытного человека; в третьем - желание получить новую

интересную информацию; в четвертом - это могут быть эгоистические мотивы:

желание подчинить себе других людей и др. Результатом проявления неофициальных

отношений в коллективе являются такие признаки, как наличие дружеских компаний,

неофициальное общественное мнение, появление неформальных лидеров, утверждение

новых ценностей, ориентации и установок личности и др.

На развитие организационной структуры коллектива оказывает влияние ряд факторов.

Рассмотрим влияние этих факторов с учетом специфики педагогического коллектива.

Это, прежде всего, характер профессионально-педагогических задач, решаемых

членами учительского коллектива. Целостность педагогического процесса,

неразрывная связь обучения и воспитания интегрируют деятельность учителей,

классных руководителей, родителей, общественности. Хотя каждый педагог выполняет

свои конкретные функции, тем не менее он согласует свои действия с другими

участниками педагогического процесса - учителями, учениками, администрацией

школы. Своевременная объективная информация о состоянии дел в школе, в классе

укрепляет организационную структуру коллектива, объединяет членов этого

коллектива. В психологических исследованиях (А.И.Донцов, Р.Х.Шакуров) доказано,

что необходимым условием сплоченности коллектива выступает целевое единство,

когда