Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

квалификации, педагогической культуры учителей.

Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей;

работа постоянного педагогического семинара "Семейная педагогика" или

"Совершенствование семейного воспитания" и др.; учет особенностей микрорайона,

села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет

неблагополучных семей и выявление педагогической запущенности детей;

использование передового педагогического опыта, обобщение положительного опыта

семейного воспитания; педагогический анализ работы, проводимой с родителями; • выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и

учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, правомерными,

предъявляться в тактичной форме. • формирование действенной общественной родительской организации.

§ 2. Педагогический коллектив школы

Особенности педагогического коллектива. Современные представления о

педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития сложились под

влиянием идей русских педагогов Л. Н.Толстого, К.Д. Ушинского, Н. И. Пирогова и

других о взаимосвязи обучения и воспитания, о совместной деятельности педагогов

и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию.

Разработка проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в

отечественной педагогической науке инициировала поиск оптимальной модели

педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. Интеграция

воспитательных усилий учителей была одной из важнейших задач педагогики и школы

в 1920-1930-е гг. (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и др.). "Должен быть

коллектив воспитателей, - писал А. С. Макаренко, - и там, где воспитатели не

соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона,

единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного

процесса" [1].

1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179.

Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое

воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского. Опыт Павлышской средней

школы, изложенный в ряде работ В. А. Сухомлинского, подтвердил правомерность

сформулированных им принципов коллективной организации деятельности учителей. В.

А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы

имеет свои особенности. Обмен опытом должен приводить не к копированию работы

той или иной школы, а к оценке идей и концепций ее деятельности.

Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда

входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам

любого коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои

специфические особенности.

Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике

профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего

поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического

коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером

межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной

ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические,

воспитательные по своей сути, коллективы учебных заведений дают учащимся

первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в

нем, о совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический

коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.

Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном

взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от

того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического

коллектива.

В категориях науки управления и системного подхода педагогический коллектив

является управляющей системой, а ученический коллектив - управляемой. В условиях

повышенного внимания к личности как субъекту деятельности и общения важно

признать, что и педагогический, и ученический коллективы выступают субъектами

управления и собственного саморазвития. Учительский коллектив в силу имеющегося

огромного интеллектуального, воспитательного потенциала безусловно выступает

субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по

отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в

общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют современное состояние

школы как воспитательной системы.

Раскрывая