Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным

факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы.

Причинами дезорганизации педагогического процесса может быть привнесение в его

структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося

порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления.

Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения,

развития компонентов системы. Изменяющийся уровень профессионально- педагогической культуры учителей, изменение ценностных ориентаций учащихся и

многое другое требует со стороны управляющей системы обоснованного

регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и

педагогического анализа. В то же время регулирование позволяет видеть

эффективность проведенного контроля, его необходимость и целесообразность.

Виды, формы и методы внутришкольного контроля. Проблема классификации видов,

форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается

дискуссионной, что служит подтверждением актуальности данной проблемы в теории и

практике и продолжающегося поиска ее оптимального решения. В известной книге М.

Л. Портнова "Труд руководителя школы" выделяются три вида контроля:

предварительный, текущий, итоговый. Н. А. Шубин, объединяя в одной классификации

формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный,

персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.

Среди педагогов, теоретиков и практиков, широко известна классификация видов и

форм внутришкольного контроля, предложенная Т. И. Шамовой. Эта классификация

структурно выдержана, логична, удобна в практическом использовании и главное -

виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического

процесса.

В этой классификациии выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного

вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или

отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе

нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание

тематического контроля составляют различные направления педагогического

процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание

тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты

внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности

педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя.

Вследствие трудоемкости, боль-

шого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает

практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном

контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все

направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое,

управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все

аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация

образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная

деятельность и др.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя,

группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо

административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный,

классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно- обобщающий [1]. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить

значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные

направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать

возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

1 См.: Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.

Шамовой. - М., 1991. - С. 100-102.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного

руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа

коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому

персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный

контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в

его профессиональном становлении. К сожалению, не исключены случаи, когда

результаты такого контроля и последующего анализа свидетельствуют о

профессионально-педагогическ