Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

информация, полученная в ходе

внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа.

Взаимосвязь и различие этих функций отмечает Ю.А. Конаржевский, подчеркивая, что

контроль дает богатую, систематизированную информацию, расхождение между целью и

полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на

выявление причин, условий этих различий и отклонений. Подчеркнем еще раз, что

педагогическому анализу подвергается тот фактический материал, который был

получен в процессе контроля. Это обстоятельство подчеркивает тот факт, что

содержание внутри-школьного контроля и педагогического анализа составляют одни и

те же направления деятельности школы.

Особенность функции внутришкольного контроля состоит в его "последействии" на

личность учителя. Если это молодой учитель, то это сказывается на его

профессиональном становлении, если это опытный творческий учитель - на

укреплении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в

осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего.

Современный инспектор, директор школы, выполняющий инспекторские функции, должны

быть личностями. Их задача не в подлавливании и нагнетании страха, а в

объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке,

стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика

внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это

отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля между

директором и его заместителями, когда контроль организуется для отчета о

количестве посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации

контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют

или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность

внутришкольного контроля, проводимого, как правило, по отношению к какому-либо

одному направлению педагогического процесса. Например, контролируется только

учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых,

участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей,

методистов, или наоборот, недостаточное участие представителей администрации.

Чтобы избежать этих и других недостатков или недоразумений в организации

внутришкольного контроля, важно знать некоторые общие требования. К числу таких

требований относятся: систематичность - данное требование направлено на

регулярное проведение контроля, на создание в школе системы контроля,

позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса; объективность -

проверка деятельности учителя или педагогического коллектива в соответствии с

требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе

выработанных и согласованных критериев; действенность - результаты проведенного

контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных

недостатков; компетентность проверяющего - знание предмета контроля, владение

методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки,

умение прогнозировать развитие результатов контроля.

В литературе по педагогическому управлению (М.Л.Портнов, Т. И.Шамова, Н. А.

Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие

направления:

• выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча; • качество и ход выполнения образовательных программ и государственных

образовательных стандартов; • качество знаний, умений и навыков учащихся; • уровень воспитанности учащихся; • состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные,

воспитательные и развивающие функции обучения; • состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; • работа с педагогическими кадрами; • эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по

воспитанию учащихся; • исполнение нормативных документов и принятых решений.

В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, подготовленных

государственными органами управления образованием или администрацией школы,

конкретизируется каждое указанное направление контроля.

Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического

процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая

система, характеризуется стремлением к организации, направляемой деятельностью

педагогов и ученического коллектива, с другой - к дезорганизации, в силу

воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения