Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

"дерева" целей управления

необходимо общую, или, как говорят, "генеральную", цель представить в виде ряда

конкретных, частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом,

достижение общей, генеральной цели достигается за счет выполнения составляющих

ее частных целей.

Опора в управлении на сознательное определение целей не только директором, но и

учителями и учащимися подчеркивает тот факт, что каждый участник педагогического

процесса является носителем определенных прав, обязанностей, меры

ответственности.

Такое понимание целеполагания предусматривает переход к комплексно-целевому

планированию, позволяющему разрабатывать комплексные целевые программы,

направленные на достижение генеральной цели. Комплексная целевая программа - не

упрощенная модель плана работы школы, а его необходимая часть, когда из плана

работы школы вычленяются 3-4 наиболее важные проблемы и детально прорабатываются

администрацией и коллективом школы.

Такая целевая программа должна содержать краткое описание состояния проблемы;

указание ее места в общешкольном плане; генеральную цель, систему задач;

показатели достижения целей. В ней должны быть определены сроки, исполнители,

информационное обеспечение управления процессом решения задач, формы контроля за

ходом выполнения программы; показаны пути коррекции выполнения программы [1].

1 См.: Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред.

Т.И.Шамовой. - М., 1991. - С. 78.

Цель функционирования педагогической системы в динамике усложняется, отражая тем

самым и сложность деятельности, направленную на ее достижение. Трудно точно

определить границы цели на каждом этапе "дерева" целеобразования, но четкое

представление о его структуре помогает руководителю школы, учителю и ученику

принимать целенаправленные, обоснованные решения. Планирование в управлении

школой выступает, таким образом, как принятие решения на основе соотношения

данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью.

Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, а могут быть

направлены на решение текущих, оперативных дел. Логично на этом основании

выделять перспективные, годовые, текущие планы работы школы.

Виды планов работы школы и основные требования к ним. Подготовка планов работы

школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность,

непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение

требования целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается

как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы,

развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и

ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей,

классных руководителей, общественных организаций. Одним из требований выступает

перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися

принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные,

желанные и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на длительный срок, но тем не

менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию,

необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что

в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм,

методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение требования

объективности основывается на знании объективных условий деятельности школы, ее

материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и

социальной среды, возможностей педагогического и ученического коллективов.

К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к

недостаточной аналитической обоснованности, неконкретности, несогласованности в

планах различных школьных управленческих структур. Изучение опыта работы школ

показывает, что планирование рассматривается подчас как доминирующая функция

управления школой. Усилия руководителей школы в таком случае концентрируются в

основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в

организационном, оценочном отношениях. Поэтому неплохо спланированная

деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение остальные

функции управления. Управленческий цикл, не получив своего развития, угасает - в

итоге не достигается поставленная цель.

В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный,

годовой и текущий.

Перспективный