Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

или иную деятельность учащихся, учитель

изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом

определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой

педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные

факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или

непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на

этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а

порой и необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в

педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении

правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки

педагогического процесса.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по

мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития

педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей

выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [1].

Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так

как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценки роли и

места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей

системообразующих факторов.

1 См.: Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. -

Челябинск, 1978. - С. 23.

В отличие от других функций, например планирования или организации,

педагогический анализ внешне менее эффектен, он как бы в тени, носит латентный

характер, в то время как в действительности он требует максимума

интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления,

проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать

педагогические факты и явления.

Виды и содержание педагогического анализа. В теории и практике внутришкольного

управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды

педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от

субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и

т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов

педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков

характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношениях. В

принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический,

тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и

результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как

правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ходе

регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического

анализа является изучение текущей успеваемости, состояния дисциплины в классах и

в школе за день и за неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных занятий,

санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его

заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование

результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление

подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ - это

не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их

возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа

и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся

зависимостей, тенденций в педагогическом процессе. Если предметом

параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие,

то предметом тематического анализа выступает уже система уроков, система

внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее

полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий,

получив таким образом представление о системе работы учителя. Содержание

тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное

сочетание методов обучения; система работы учителей, классных руководителей по

воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и

др; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры;

деятельность педагогического коллектива