Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

деятельность как процесс решения задач, необходимо

отчетливо представлять способы воздействия, взаимодействия и развития

управляющей системы на управляемую, т.е. методы. Эффективность системы методов и

каждого метода в отдельности, как это было показано ранее, зависит от того,

насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся

отношениям между педагогами и учащимися, каковы возможные пути их оптимального

сочетания.

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать

организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому

наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования

и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации,

проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

Таким образом, выделение системообразующих факторов, социально-педагогических и

временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю

организацию педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и

своевременной корректировки каждого компонента в зависимости от целей

деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый фактор, условие,

компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей

педагогической системы.

Функциональные компоненты педагогической системы. Структурные компоненты не

существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя, обеспечивают

достижение образовательных целей и образуют при этом функциональные компоненты

педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат устойчивые

базовые связи основных структурных компонентов [1], возникающие в процессе

деятельности педагога. Функциональные компоненты - педагогический анализ,

целеполага-ние и планирование, организация, контроль, регулирование и

корригирование отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя

логику его развития и совершенствования.

1 См.: Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред.

Н. В. Кузьминой. - Л., 1980. - С. 15.

Вопросы и задания

1. Что такое управление, внутришкольное управление и внутришколь-ный менеджмент? 2. Назовите основные признаки государственного управления образованием. 3. Чем характеризуется общественное управление образованием? 4. Раскройте содержание деятельности общественных органов управления в школе. 5. Что означает система принципов управления педагогическими системами? В чем

выражается их взаимосвязь и взаимодействие? 6. Дайте характеристику основных компонентов школы как системы и объекта

научного управления.

Литература для самостоятельной работы

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой.-М.,

1991. Закон Российской Федерации "Об образовании". - М., 1996. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород,

1997. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред.

Н.В.Кузьминой.- Л., 1980. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1992. Сантурова СМ. Менеджмент в образовании: Теория и практика. - М., 1993. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.

Поташника. - М., 1992. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Я. П. Управление образовательными

системами. - М., 2001.

ГЛАВА 25 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Управленческая культура руководителя школы

Основные компоненты управленческой культуры. Управленческая культура людей,

занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической

культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре

связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности,

педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования

проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях

педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического

творчества.

Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ

творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах

управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание

ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры

являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы