Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

в свою очередь,

предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование

педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических

условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем

достигнутых результатов.

Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер,

компоненты педагогической системы должны быть представлены как необходимые и

достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как

педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов,

условиями функционирования, структурными и функциональными компонентами.

Системообразующие факторы представлены целями и результатами; условиями

функционирования - социально-педагогическими и временными условиями;

структурными компонентами - управляющей (педагогическим коллективом) и

управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами,

формами и методами педагогической деятельности; функциональными компонентами -

педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией,

контролем, регулированием и корригированием.

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что

управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц,

учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и

достижение результата, на создание условий формирования педагогического и

ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных

средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление

позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять

на обновление составляющих ее компонентов.

Системообразующие факторы педагогической системы. Важнейшим системообразующим

фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель

совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное

развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание

условий для саморазвития. Цель школы - сформировать основы базовой культуры,

включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую,

экологическую, правовую культуру личности. Общая цель детализируется в частных

целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы.

Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы,

учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом

значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя

оптимальное достижение намеченных результатов.

Результаты как системообразующий фактор определяются совокупностью наиболее

устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности

как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие

обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с

ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности

учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на

разных временных этапах.

Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической

системы. Под социально-педагогическими условиями функционирования педагогической

системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и

развитие. В управлении школой принято выделять как минимум две группы условий -

общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические,

культурные, национальные, географические условия. К специфическим - особенности

социально-демографического состава учащихся; местонахождение школы - городская

или сельская; материальные возможности школы, оборудование учебно- воспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды.

Существенным показателем эффективности педагогического процесса является

характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом

коллективах, уровень педагогической культуры родителей учащихся.

Временная характеристика педагогической системы складывается из трех

взаимосвязанных периодов, обусловленных особенностями возрастного,

индивидуально-психологического развития детей, введением трех ступеней

общеобразовательной школы: начальное общее - I-III (IV) классы; основное общее -

IV (V) - IX классы; среднее (полное) общее образование - X (XI) классы,

охватывающих в общей сложности одиннадцать лет совместной работы школы и

ученика.