прежде всего на этапе реализации принятых решений.
Единоначалие руководителя образовательной системы не означает авторитарность и
администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии
личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических
особенностей учителей, учащихся, родителей. Единоначалие и коллегиальность в
управлении - это проявление единства противоположностей. Единоначалие
предполагает оперативность в выполнении решений - коллегиальностью отличается
некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно
единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность.
Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-
воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода
комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов,
слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная
ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер
управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для
утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.
Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.
Эффективность управления образовательными системами в значительной мере
определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и
полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе,
анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию
рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками,
либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды
(Ю.А.Конаржевский, Л.И.Новикова).
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с
информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во
внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение
информации. Надо отметить, что изобилие и неупорядоченость информации, как и ее
отсутствие, затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их
выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в
области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы
чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знаний, но
значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности,
особенностях ее становления в учебной и внеучебной деятельности, об особенностях
характера, способностей и др.
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее
сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в
своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование,
работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических
средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки
материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на
разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления,
использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.
В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего -
управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования
управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по
различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная,
организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная,
вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная,
рекомендательная и др.
Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного
использования повышает научную организацию управленческого труда.
§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой
целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой,
с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять
на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы,
таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями
общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет).
Цели определяют содержание педагогической системы, которое,