Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

прежде всего на этапе реализации принятых решений.

Единоначалие руководителя образовательной системы не означает авторитарность и

администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии

личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических

особенностей учителей, учащихся, родителей. Единоначалие и коллегиальность в

управлении - это проявление единства противоположностей. Единоначалие

предполагает оперативность в выполнении решений - коллегиальностью отличается

некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно

единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность.

Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно- воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода

комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов,

слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная

ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер

управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для

утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.

Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.

Эффективность управления образовательными системами в значительной мере

определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и

полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе,

анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию

рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками,

либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды

(Ю.А.Конаржевский, Л.И.Новикова).

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с

информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во

внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение

информации. Надо отметить, что изобилие и неупорядоченость информации, как и ее

отсутствие, затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их

выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в

области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы

чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знаний, но

значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности,

особенностях ее становления в учебной и внеучебной деятельности, об особенностях

характера, способностей и др.

Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее

сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в

своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование,

работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических

средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки

материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на

разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления,

использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.

В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего -

управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования

управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по

различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная,

организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная,

вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная,

рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного

использования повышает научную организацию управленческого труда.

§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой

целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой,

с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять

на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы,

таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями

общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет).

Цели определяют содержание педагогической системы, которое,