Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

в педагогической деятельности - конкретные формы проявления

гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании

- это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.

Системность и целостность в управлении. Понимание системной природы

педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного

управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает

руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных

признаках. Понятие "система" дает представление о целостности, о возможности

выделения ее отдельных частей, или компонентов, что и является ее первым

признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части,

но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между

этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты

выступают в качестве системообразующих, такова и перспектива развития этих

связей и отношений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак

системы. Третий признак системы заключается в ее интегративнос-ти. Каждый

компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем

взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, не сводимое к

свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства

определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить и о

проявлении четвертого свойства системы - о ее тесной и специфической связи с

внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В

первом случае школа приспосабливается к внешней среде, перестраивая свои

процессы, и во втором - школа подчиняет среду для достижения своих целей.

Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие

и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и

педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность

в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из

них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность

последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации. История школы и

педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведет к

усилению администрирования в управлении. Централизация в управлении сковывает

инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся

просто исполнителями решений, принимаемых без их участия и желания.

В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих

функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей.

В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к

снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание

централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли

руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих

функций управления. Опыт школ показывает, что игра в демократию и мода на

децентрализацию приводят к серьезным сбоям в жизни и деятельности коллектива, к

возникновению конфликтов и недоразумений в педагогическом коллективе,

неоправданному противостоянию административных и общественных органов

управления.

Именно сочетание централизации и децентрализации во внут-ришкольном управлении

обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов

в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия

управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и

повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного

принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении

целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно

опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение

решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять

оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной

ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое

разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если

коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то

единоначалие необходимо