Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Управление и педагогический менеджмент. В педагогической науке и практике все

более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с

позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том,

что управление реально и необходимо не только в области технических,

производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе

педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку

решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии

с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы.

Одной из разновидностей социальных систем является система образования,

функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами

управления системой образования в данном случае выступают Министерство

образования Российской Федерации, управления образования края, области или

города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает

объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об

управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими

подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами

являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система

воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система

профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными

подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное

взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания

его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального

результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса

складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций:

педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля,

регулирования и корригирования.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких

характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления;

как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода

последней в качественно новое состояние; как внедрение элементов научной

организации педагогического труда и др. Однако с началом активного обращения к

личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический

процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ

современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в

управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного

управления. Теория управления школой существенно дополняется теорией

педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т. И.Шамова и др.). Теория

менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда

деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения,

доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта

сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления.

Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает

основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного

менеджмента.

Основные признаки государственного управления образовательными системами. Одной

из отличительных особенностей развития современной системы образования является

переход от государственного к государственно-общественному управлению

образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием

состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем

образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в

выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе

различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает

человека не только объектом образования, но и его активным субъектом,

самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных

программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране

проводится