микрогруппы, направить их развитие в соответствии с образовательными
целями, постепенно объединяя все малые группы в единое целое, в коллектив.
Неизменным средством здесь является совместная деятельность, постановка реальных
задач, объединяющих микрогруппы.
Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников.
Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отношений и сплочении
коллектива связано с проблемой педагогического требования. Вот почему эта
проблема заслуживает особого внимания. Это, по существу, проблема
педагогического стимулирования, большой вклад в разработку которого внес А. С.
Макаренко. Он отмечал, что если "вы прямо, по-товарищески, открыто будете
требовать", то ученик будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку.
Такая требовательность еще больше сплачивает коллектив, больше объединяет
учителей и учеников.
Такая требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, - условие
установления педагогически целесообразных отношений.
Все требования педагога по форме делятся на прямые и косвенные. В косвенных уже
не само содержание требования, а вызываемые им психические состояния учащихся
становятся стимулом или, напротив, тормозом тех или иных действий воспитанников.
Исследования А. Ю. Гордина показывают, что в работе одних педагогов преобладают
одни, а других - другие формы косвенного требования. Условно по эмоционально-
психологической направленности их можно разделить на три группы:
1) выражающие положительное отношение - просьба, одобрение, доверие;
2) выражающие отрицательное отношение - недоверие, осуждение, угроза;
3) совет, требование в игровой форме, намек, условное требование.
Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознательно) педагогом форм
требования во многом влияет на характер складывающихся отношений и их развитие.
Чем шире и богаче палитра косвенных требований, чем выше их процент в общем
числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям
и они ему.
Все требования можно разделить на позитивные, т.е. стимулирующие какие-то нужные
педагогу действия учащихся, и негативные, призванные тормозить, прекращать те
или иные нежелательные действия. Там, где число запретов со стороны учителя
возрастает, трудно ожидать хорошего к нему отношения учащихся. А. С. Макаренко
считал, что найти чувство меры между активностью и тормозами - значит решить
вопрос о воспитании.
Вопросы и задания
1. В чем специфика педагогического общения?
2. Каковы место и роль педагогического общения в структуре деятельности учителя
и воспитателя?
3. В чем сущность коммуникативной задачи?
4. Каковы этапы решения коммуникативной задачи?
5. Назовите стадии педагогического общения.
6. Раскройте технологические приемы реализации основных стадий педагогического
общения.
7. Что такое "стиль педагогического общения" и каковы его косвенные признаки?
8. Дайте технологическую характеристику основных стилей педагогического общения.
9. Что понимается под педагогически целесообразными взаимоотношениями?
10. Каковы условия и технологические приемы установления педагогически
целесообразных взаимоотношений?
Литература для самостоятельной работы
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль,
1989.
Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.
Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. - М., 1987.
Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1988.
Как-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону,
1997.
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979.
Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развиваю-щее
взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1993.
РАЗДЕЛ VI
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
ГЛАВА 24
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
§ 1. Государственно-общественная система управления образованием
Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность,
важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании
управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм
работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установить
профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями,
учениками и родителями.