Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

микрогруппы, направить их развитие в соответствии с образовательными

целями, постепенно объединяя все малые группы в единое целое, в коллектив.

Неизменным средством здесь является совместная деятельность, постановка реальных

задач, объединяющих микрогруппы.

Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников.

Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отношений и сплочении

коллектива связано с проблемой педагогического требования. Вот почему эта

проблема заслуживает особого внимания. Это, по существу, проблема

педагогического стимулирования, большой вклад в разработку которого внес А. С.

Макаренко. Он отмечал, что если "вы прямо, по-товарищески, открыто будете

требовать", то ученик будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку.

Такая требовательность еще больше сплачивает коллектив, больше объединяет

учителей и учеников.

Такая требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, - условие

установления педагогически целесообразных отношений.

Все требования педагога по форме делятся на прямые и косвенные. В косвенных уже

не само содержание требования, а вызываемые им психические состояния учащихся

становятся стимулом или, напротив, тормозом тех или иных действий воспитанников.

Исследования А. Ю. Гордина показывают, что в работе одних педагогов преобладают

одни, а других - другие формы косвенного требования. Условно по эмоционально- психологической направленности их можно разделить на три группы:

1) выражающие положительное отношение - просьба, одобрение, доверие; 2) выражающие отрицательное отношение - недоверие, осуждение, угроза; 3) совет, требование в игровой форме, намек, условное требование.

Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознательно) педагогом форм

требования во многом влияет на характер складывающихся отношений и их развитие.

Чем шире и богаче палитра косвенных требований, чем выше их процент в общем

числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям

и они ему.

Все требования можно разделить на позитивные, т.е. стимулирующие какие-то нужные

педагогу действия учащихся, и негативные, призванные тормозить, прекращать те

или иные нежелательные действия. Там, где число запретов со стороны учителя

возрастает, трудно ожидать хорошего к нему отношения учащихся. А. С. Макаренко

считал, что найти чувство меры между активностью и тормозами - значит решить

вопрос о воспитании.

Вопросы и задания

1. В чем специфика педагогического общения? 2. Каковы место и роль педагогического общения в структуре деятельности учителя

и воспитателя? 3. В чем сущность коммуникативной задачи? 4. Каковы этапы решения коммуникативной задачи? 5. Назовите стадии педагогического общения. 6. Раскройте технологические приемы реализации основных стадий педагогического

общения. 7. Что такое "стиль педагогического общения" и каковы его косвенные признаки? 8. Дайте технологическую характеристику основных стилей педагогического общения. 9. Что понимается под педагогически целесообразными взаимоотношениями? 10. Каковы условия и технологические приемы установления педагогически

целесообразных взаимоотношений?

Литература для самостоятельной работы

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль,

1989. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989. Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. - М., 1987. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1988. Как-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону,

1997. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развиваю-щее

взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1993.

РАЗДЕЛ VI УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

ГЛАВА 24 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

§ 1. Государственно-общественная система управления образованием

Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность,

важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании

управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм

работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установить

профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями,

учениками и родителями.