Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно

изложить новый материал, держать класс "на взводе". Таких учителей уважают даже

те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей свободе. Ему

обеспечена поддержка класса, избранной им меры педагогического воздействия,

какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на

достоинство провинившегося.

Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на воспитанника, необходимо

отметить, что установление педагогически целесообразных отношений во многом

зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе.

Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в

педагогическом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическому

процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство,

грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным.

Практика свидетельствует о том, что в тех классах, где классными руководителями,

начиная с IV-VI классов, назначаются учителя с такими чертами характера, трудно

налаживать отношения и другим педагогам.

Обусловленность взаимоотношений адекватностью оценок поведения и деятельности

учащихся. Правильно оценить действия и поступки учащихся и соответственно

оценкам строить отношения с ними можно только в том случае, если педагог хорошо

знает возрастные особенности учащихся. Прежде всего учителю необходимо помнить,

что переход к подростковому возрасту характеризуется повышенной утомляемостью,

которая является следствием физиологической перестройки организма. Повышенная

утомляемость ведет к увеличению так называемых немотивированных поступков,

поступков вопреки чужой воле, проявлению упрямства. Характерно, что на уроках,

где учителя равномерно чередуют интеллектуальную нагрузку с физической (в целях

профилактики утомления), нарушений дисциплины в 1,8 раза меньше, чем на обычных

уроках тех же учителей [1].

1 См.: Караковский В.А. О подростках. - М., 1970.

Учет отмеченной выше особенности подросткового возраста при оценке поведения

учащихся и, следовательно, установлении взаимоотношений с ними является важным,

но все же не основным моментом. Дело в том, что ведущим мотивом поведения в

подростковом возрасте является потребность в достойном положении в коллективе

сверстников, поэтому почти все поступки должны оцениваться с учетом этой

мотивации. Необходимо учитывать, что реакция подростков на то или иное

воздействие педагога определяется тем ущербом, который может быть нанесен их

положению в классном коллективе. То же самое можно сказать и об оценках по

учебным предметам. Для подростка важна не сама оценка. Она лишь средство

обретения уверенности и комфортности в коллективе. Во многих случаях проявления

своеволия, упрямства, негативной реакции на педагогическое воздействие - это

ответы на факты унижения достоинства подростка.

В таких ситуациях учителю не нужно делать вид, что он знает истинные мотивы

поступков. При этом надо искать опору в коллективе и малых группах учащихся.

Если ученик видит, что его поступок отрицательно оценивается коллективом, а тем

более малой группой, он больше его не повторит. Если же этого не произойдет,

подобный поступок обязательно повторится в тех или иных формах. Более того, он

может принять устойчивый характер, что отрицательно скажется на установлении

взаимоотношений учителя с данным учеником.

Опора на общественное мнение коллектива в установлении взаимоотношений.

Преследуя цель установления педагогически целесообразных отношений, учитель

должен опираться на коллектив. Большое значение при этом имеет учет уровня его

сформированности. В младших подростковых классах общественное мнение еще не

является той силой, которая решающим образом оказывает влияние на жизнь и

деятельность учащихся. Именно в этом возрасте наиважнейшее значение для

подростков приобретают микрогруппы: в них они проводят вместе время, делятся

впечатлениями, помогают друг другу. Поэтому опора на малые группы - одно из

основных условий установления педагогически целесообразных взаимоотношений с

отдельными учащимися и классом в целом. Важность этого условия усиливает тот

факт, что отношение учителя к подростку, члену той или иной группы, а тем более

к ее лидеру, воспринимается ее представителями как отношение к каждому из них.

Естественно, что микрогруппы в некоторых случаях в чем-то могут

противопоставлять себя коллективу. Поэтому задача педагога - своевременно

выявить эти