Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

учитель строит, опираясь на данные им

оценки. Педагогически целесообразными они будут в том случае, если, оценивая

действия, поступки и поведение учащихся, он учитывает мотивы, внешние

обстоятельства и душевное состояние ученика в контексте общей (предварительной)

оценки личности.

Педагогический такт и авторитет учителя. Из всей совокупности взаимоотношений

учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве

ответственности, следует выделить педагогический такт.

Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа

меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение

выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и

отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и

сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это

необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий

учителя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных

последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а

также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место

педагогического воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора,

культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является

той основой, на которой вырастает духовная близость между учителями и учащимися,

зарождается и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется

в контрольно-оценочной деятельности педагога - крайне важна особая

внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день

поднимают авторитет учителя.

Исследования показывают, что возраст и опыт учителя сами по себе не имеют

значимости для учащихся. Точно так же и положение учителя само по себе не

гарантирует уважительного отношения к нему со стороны учащихся. Учитель должен

обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы

заслужить к себе такое отношение.

Младшие подростки считают, что учитель должен знать все и обо всем. Они более

чем критически отзываются о тех своих учителях, кому довелось признать в их

присутствии, что они чего-то не знают. Поскольку младшие подростки в силу

недостаточного жизненного опыта еще не могут отделить существенное от

несущественного в работе учителя, то вполне возможно, а в отдельных случаях даже

желательно, на этом возрастном этапе уделять внимание показным, рассчитанным на

эффект действиям. Особенно это необходимо использовать в день знакомства с

классом, так как первое впечатление об учителе является наиболее устойчивым.

Учитывая действенность "эффекта ореола", не понравиться классу в день знакомства

не может себе позволить даже опытный учитель.

Давно подмечено, что если в день знакомства с младшими подростками учитель

произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем

рассчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в

тот день линии поведения. Если с первых шагов он вызвал к себе антипатию, то

обычно педагогически целесообразные взаимоотношения в дальнейшем не

складываются. Дело здесь в том, что сила первого впечатления настолько велика,

что все, что соответствует ему, принимается закономерным и естественным, а то,

что противоречит, - фальшивым и наигранным. Фальшь же в людях дети особенно не

любят.

Опыт показывает, что не стоит в этом возрасте игнорировать и фактор личного

примера. Если учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и

косноязычен, если слабо знает свой (да и не только свой) предмет, рассчитывать

на уважение, а следовательно, и на установление хороших взаимоотношений с

учащимися ему трудно.

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении

педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не

терпят никаких запретов (особенно необоснованных). Но при этом они не уважают

учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как

проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать

просьбы и распоряжения учителя.

Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учителя. Не все они

замечаются учащимися, но если что-то привлекло их внимание, то они реагируют

тотчас же, стремясь во что бы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования,

настойчивых,