Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

воздействия или "прикосновения" к личности и т.п. Однако, с

другой стороны, недооценка на практике хотя бы одной из этих сторон порой

катастрофически сказывается на формировании истинно товарищеских, гуманных

взаимоотношений.

Учитель вступает во взаимоотношения с учащимися прежде всего в учебном процессе,

с тем чтобы выполнить задачи, поставленные перед ним программой. Существенной

чертой этих отношений становится то, что они сознательно используются педагогом

в целях формирования активно-положительного отношения учащихся у учению, труду и

общественному достоянию, к своим товарищам. Другими словами, установившиеся

отношения используются с целью решения педагогических задач. При этом они

становятся действенными только тогда, когда с их помощью учитель управляет

развитием самодеятельных сил и активности учащихся в процессе освоения ими

социального опыта, когда они включаются в сознательное построение системы

отношений на гуманных началах. Без выработки собственной активной позиции,

четких идейно-нравственных ориентиров и установок школьник в любой новой сложной

ситуации не сумеет самостоятельно принять верное решение. Если не учитывается

этот аспект отношений педагогов и воспитанников, то управление педагогическим

процессом неизбежно скатывается на путь натаскивания и постоянной мелочной

опеки.

Отношения в педагогическом процессе складываются в совместной деятельности.

Приступая к организации какой-либо деятельности, педагог, как показано в

предыдущей главе, выдвигает определенные требования, от выполнения которых

зависит успех. Но педагогическое требование - это не единственный метод, с

помощью которого устанавливаются педагогически целесообразные отношения с

воспитанниками. Более того, не подкрепленное яркой, заманчивой перспективой,

пробуждающей инициативу детей, их интерес к общему делу, радость и счастье

творческого усилия, требование легко может стать помехой на пути установления

таких отношений. Важную роль в их создании играют опора на формирующееся

общественное мнение детского коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы,

правильная объективная оценка знаний и поведения учащихся. Ошибки педагогов в

такой оценке чреваты особо тяжелыми последствиями для их отношений с учащимися.

Большое влияние на становление взаимоотношений педагогов и воспитанников

оказывает и личный пример первых, их убеждения, личные моральные качества и

поступки.

Таким образом, технология установления педагогически целесообразных

взаимоотношений может быть рассмотрена с позиций инструментовки педагогического

требования, опоры на общественное мнение коллектива, адекватности оценок знаний,

умений, навыков, а также поведения учащихся и самой личности педагога как

фактора, оказывающего непосредственное влияние на характер складывающихся

отношений в той или иной деятельности.

Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных

взаимоотношений. С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становится для

него непререкаемым авторитетом. Это положение сохраняется вплоть до перехода в

старшие классы. С переходом на предметное обучение учащиеся сталкиваются со

многими учителями, и нетрудно заметить, что их отношение к учителям заметно

изменяется, причем отношения, сложившиеся на первых уроках, порой сохраняются на

весь период обучения в старших классах. Это, в свою очередь, приводит к тому,

что учащиеся с опозданием фиксируют или вообще не замечают изменений во

внутреннем мире учителя, даже если он во многом и изменился за пять-шесть лет.

Известно, что на детей оказывают влияние не только знания учителя, но и сама его

личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль

учителя как источника информации снижается из года в год. Влияние же личности не

только не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности

учителя наибольшее значение приобретают его ценностные ориентации, в частности:

являются ли учащиеся, с которыми он имеет дело, ценностью для него (их интересы,

склонности, способности, их гражданская, профессиональная, личная судьба);

является ли для него ценностью наука, которую он представляет и основы которой

преподает; профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность

совершенствоваться в ней.

Причины огромного нравственного влияния личности учителя на личность учащегося,

а следовательно, и становления гуманных взаимоотношений лежат в самой природе

человека и человеческих отношений, складывающихся в процессе педагогической