Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Это ведет к

упрочению авторитарного стиля их взаимоотношений.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму -

общение-устрашение. Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов,

которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности

совместной деятельностью. Для личностно-развивающей стратегии педагогического

взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет

общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями.

Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для

этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е.

кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями

без надлежащих на то оснований.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения- дистанции при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для

создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании

становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического

общения.

Однако рефлексирующий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен

обращать особо пристальное внимание на то, какие способы общения являются для

него более типичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками

профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль

общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам,

отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения- дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися.

Ответственность за них всегда лежит на учителе. Но в реальном педагогическом

процессе возможны конфликтные отношения и между детьми. В связи с этим особого

рассмотрения требует технология психологической коррекции общения, т.е.

технология разрешения конфликтов.

Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного

достоинства партнера по общению; неподтверждение ролевых ожиданий;

психологическая несовместимость. А. Б.Добрович предлагает методы угашения

конфликтов подразделять на прямые и косвенные. К прямым методам относятся такие,

как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций,

оценочных высказываний и очернительства); высказывание претензий на группе, т.е.

публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по

разным классам, группам. Косвенные методы предполагают использование следующих

приемов: выхода чувств (по К.Роджерсу), эмоционального возмещения, авторитетного

третьего, обнажения агрессии, принужденного слушания оппонента, обмена

позициями, расширения духовного горизонта спорящих [1].

1 См.: Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для

учителя и родителей. - М., 1987. - С. 173-178.

Однако знание перечисленных и других приемов разрешения конфликтных ситуаций не

снимает с педагога ответственности за необходимость решения каждый раз заново

педагогической задачи в указанной выше последовательности: анализ и постановка

диагноза, принятие решения на основе прогнозирования, собственно решение и

анализ решения.

§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений. Технология педагогического

общения обусловливает установление педагогически целесообразных взаимоотношений

между педагогами и воспитанниками.

Отношения педагогов и воспитанников в школе - это обусловленное всей системой

производственных, политических, правовых и моральных отношений общества

взаимодействие, направляемое педагогами на решение образовательных задач. Нормой

отношений педагогов и воспитанников в школе являются гуманные или так называемые

педагогически целесообразные отношения. Такие взаимоотношения подчинены

достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании

учащимися авторитета, прав, знаний и опыта педагога и его лидерства. Это

проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним и подражать

ему.

Установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и

воспитанниками не сводится к решению таких отдельных сторон этой многогранной

проблемы, как педагогический такт, авторитет, личный пример педагога, методы

педагогического