Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

своей деятельности

педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но

социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.

Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к

себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к

творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает

возможности для взаимной персонализации педагога и школьников.

Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в "чистом"

виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место

смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала

некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования,

они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и

отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и

личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом

ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с

учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать

личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Наряду с вышерассмотренными стилями педагогического общения есть и иные подходы

к их описанию. Так, Л.Б.Ительсон, положив в основу классификации стилей общения

те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог,

выделил между авторитарным и демократическим стилями целый ряд промежуточных:

эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатиях; деловой, опирающийся на

полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;

направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;

требовательный, когда задачи ставятся прямо перед воспитанниками; побуждающий,

опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций; принуждающий,

основанный на давлении. Если в отношении авторитарного и демократического стилей

общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из

того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е.

всецело зависят от личности педагога.

Предельно мягкий и добрый Песталоцци, строго организованный, требовательный и

деловитый Макаренко, сторонник свободного воспитания либерал Л. Н. Толстой и

жесткий в своих требованиях Дистервег - все они добивались больших успехов в

деле обучения и воспитания, придерживаясь, естественно, разных стилей

педагогического общения.

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения,

как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью

педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение;

общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной

творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого

профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

Театральный педагог М.О.Кнебель отмечала, что именно педагогическое чувство

"гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней..." [1]. Такой стиль

общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского.

1 Кнебель М. О. Поэзия педагогики. - М., 1976. - С. 13.

Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе

дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку

вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития

взаимоотношений педагога и учащихся. Дружественность и увлеченность совместным

делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность должна быть

педагогически сообразной, так как определенная мера дистантности сохраняет

статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия.

Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является общение- дистанция, который используют в полной мере как опытные педагоги, так и

начинающие.

Исследования показывают, что довольно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция

ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна

соответствовать общей логике их отношений. Дистанция является показателем

ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете. Превращение

"дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает

общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся.