Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и

воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно

отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление

на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л.

Коломинский, В. В. Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.).

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся

жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из

собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия,

субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме

этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся

не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их

инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения

реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников

властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых

конфликтных ситуаций.

Как показали исследования, педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не

позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает

непонимание детей, неадекватность оценок, основанных лишь на показателях

успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках

школьника, но при этом не принимает во внимание его мотивы. Внешние показатели

успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на

уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в

таких классах, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов

объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии

взаимодействия. В этой связи взаимная позитивная персонализация педагога и

учащегося оказывается маловероятной.

Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную

самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает

неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того,

доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному

пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как "умение

выходить сухим из воды", "умение использовать других для выполнения того, что

должен сделать сам", "умение заставить других беспрекословно подчиняться",

"внешняя привлекательность и физическая сила" и т.п. (В. В. Шпалинский).

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется

стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется

снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально

выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

Попустительский стиль общения реализирует тактику невмешательства, основу

которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и

учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за

деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и

дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря

на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие

доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание

своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников

педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле

общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во

взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность

этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и

свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом

приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с

учащимися - единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное

отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им

свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение

прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям