Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Управление общением складывается из конкретизации модели общения, уточнения

условий и структуры общения, осуществления непосредственного общения.

Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая

позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство

процессом, создать эмоциональную атмосферу и др. Для завоевания инициативы в

общении В.А.Кан-Калик рекомендует следующие технологические приемы:

• оперативность при организации начального контакта с классом; • оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и

т.п.) к деловому и личностному общению; • отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными

моментами в начале взаимодействия; • оперативное достижение социально-психологического единства с классом,

формирование чувства "мы"; • введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми; • преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к

отдельным учащимся; • организация цельного контакта со всем классом; • постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия

способны мобилизовать коллектив; • сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно- ориентировочных; • внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность,

доброжелательность, обаяние и т.п.; • использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное

включение мимики, микромимики, контакт глазами и т.п.; • умение "транслировать" в класс собственную расположенность к детям,

дружественность; • нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их

достижения; • понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния,

передача учащимся этого понимания; • достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся

потребность во взаимодействии с учителем.

В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками

нередко возникают некие "психологические барьеры", которые мешают общению и

отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и учащихся.

Как правило, они возникают незаметно и первое время могут не осознаваться

учителем. Зато школьники воспринимают их сразу. И если "барьер" закрепляется, то

и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность.

Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту

с детьми и в конечном итоге сказывается на характере педагога - формируется так

называемый неверный педагогический характер. В этой связи во многих случаях

следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное

обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой урока и

воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.

Четвертая стадия - анализ хода и результатов осуществленной технологии

педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи в

общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует

заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Без обратной связи

рефлексивный момент не только ухудшается, но и может стать неадекватным. Главное

назначение этой стадии - диагностически-коррекционное.

Представленная логика и этапность процесса педагогического общения в реальной

педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть

свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно

растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации,

складывающиеся в процессе педагогического общения.

§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика

Как уже отмечалось в первом разделе, одним из важнейших требований, которые

предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его

социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога - это система

интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической

действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная

позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения,

под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия

педагога с учащимися. Именно поэтому стиль педагогического общения

рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных

возможностей