Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

через чувствование настроя класса на

данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению

учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным

реакциям. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной дает педагогу

информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере

проводимого занятия.

§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического

процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии:

1) моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или

мероприятию (прогностический этап); 2) организация непосредственного общения (начальный период общения) -

"коммуникативная атака"; 3) управление общением в педагогическом процессе; 4) анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения

другой педагогической задачи.

Названные стадии характеризуют поэтапное развертывание педагогического общения.

Первая стадия педагогического общения - его моделирование - связана с

осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры

взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации,

индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему

взаимодействия. Кроме того, на этой стадии происходит перевод педагогических

задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее

продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.

Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение

возможной психологической атмосферы, например на уроке, выбор средств достижения

эмоциональной синтонности взаимодействующих субъектов. Это, в свою очередь,

определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия, позволяет педагогу

представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

В. А. Кан-Калик, считая коммуникативную подготовку учителя к уроку важным

элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления. Она

может быть представлена следующим образом:

• вспомните конкретный класс или ряд классных коллективов, в которых предстоит

давать уроки; • попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с

данным коллективом, стремитесь развивать положительные эмоции от общения с

классом и блокировать отрицательные - они будут вам мешать; • вспомните, какой тип общения свойственен вам именно в данном классе, возможен

ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него; • попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока; • соотнесите присущий вам стиль общения с классом с задачами (обучающими,

развивающими, воспитывающими) сегодняшнего урока, попытайтесь добиться их

единства; • работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, представьте себе

общую психологическую атмосферу их реализации; • вспомните ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных

психологических установок по отношению к детям; • попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке, это сделает

вас более уверенным.

Вторая стадия педагогического общения предполагает организацию непосредственного

общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему

иметь некоторое преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляется

ориентировка в условиях предстоящего общения, которая может включать такие

моменты, как осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися;

мысленное восстановление опыта его общения с данным классом; уточнение стиля

общения в новых коммуникативных условиях. Здесь происходит и конкретизация

объекта общения. Обычно в качестве объекта общения выступает класс в целом.

Однако в зависимости от конкретных педагогических задач коммуникативное внимание

педагога может сосредоточиваться на группе детей или на отдельном воспитаннике.

Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является

привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом

возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на

педагоге. Этот момент следует рассматривать как важную текущую коммуникативную

задачу.

Третья стадия педагогического общения - управление общением, суть которого

состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия.