Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

задача вплетена и в общий контекст учебной задачи, которая,

согласно Д. Б. Эльконину, является основной единицей учебной деятельности. При

этом основное отличие учебной задачи от всяких других заключается в том, что ее

цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, в овладении

определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми

действует субъект.

Коммуникативные задачи поэтому могут быть рассмотрены как средство решения

учебной задачи в контексте учебной деятельности. В процессе общения с учащимися

на уроке учитель решает разные по характеру коммуникативные задачи, реализуя

различные педагогические функции. Выделены четыре функциональных ряда

коммуникативных действий учителя: стимулирующие, реагирующие (оценочные и

корригирующие), контролирующие, организующие (А.К.Маркова).

Для учителя, осуществляющего управление учебной деятельностью ученика, важно не

только четко осознавать и отдифференцировать типы коммуникативных действий,

направляющих учебную деятельность ученика, но и определить, какими из этих

действий могут быть решены педагогические коммуникативные задачи.

§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи

Технология педагогического общения будет раскрыта неполно, если не

охарактеризовать этапы решения коммуникативной задачи. Они могут быть

представлены следующим образом: ориентирование в условиях общения; привлечение

внимания; "зондирование души объекта"; осуществление вербального общения;

организация обратной содержательной и эмоциональной связи.

На этапе ориентирования в условиях общения происходит сложный процесс "подгонки"

общего стиля общения к конкретным условиям общения (урока, мероприятия и т.п.).

Подобная адаптация, как установлено, опирается на следующие компоненты:

осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное

восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе -

коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях

деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач. Здесь

происходит и конкретизация объекта общения, в качестве которого может выступать

класс, группа детей или отдельные воспитанники.

Этап привлечения к себе внимания может быть реализован разными приемами.

Выделяют такие варианты, как речевой - вербальное общение с учащимися; пауза с

активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый -

развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный

вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. Чаще всего используется

смешанный тип привлечения внимания.

Продуктивное профессионально-педагогическое общение требует тщательного

"зондирования души объекта" (термин К. С. Станиславского). На этом этапе педагог

уточняет сложившееся на предыдущих стадиях представление об условиях общения и

возможных коммуникативных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории

к немедленному началу продуктивного общения.

Основной этап решения коммуникативной задачи - осуществление вербального

общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей

вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие

яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации,

ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения).

К средствам, повышающим эффективность коммуникативного взаимодействия, относят:

способность к приспособлениям "сверху и снизу" (достройки и пристройки),

мускульную мобильность, инициативность в общении, способность управлять

общением, владение жестами, мимикой и пантомимикой, повышение (усиление) и

понижение голоса или педагогически целесообразное интонирование. Надо помнить,

что для воспитанников часто значима не сама по себе информация, а тот смысл,

который вкладывает в нее педагог и его отношение к сообщаемым фактам. Вот почему

педагог всегда должен иметь в виду возможность прочтения подтекста и сознательно

использовать эту особенность передаваемой информации.

Заключительный этап решения коммуникативной задачи - организация содержательной

и эмоциональной обратной связи. Содержательная обратная связь дает информацию об

уровне усвоения учащимися учебного материала. Она осуществляется с помощью

фронтального и оперативного индивидуального опроса, периодической постановки

вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная

обратная связь устанавливается педагогом