Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

- С. 3.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с

неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать

взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических

задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, - это

трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к

учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим

состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения

имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю,

которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности

выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое

творчество в процессе общения с детьми, а с другой - это общение с детьми в

процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть

система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия

педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией,

оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью

коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности -

это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение

образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей,

обусловливающих успешность обучения и воспитания.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в

технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию,

понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве

воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным

психическим состоянием.

Коммуникативная задача. Для понимания сущности технологии педагогического

общения необходимо обращение к понятию "коммуникативная задача", поскольку

процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как

система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от

педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и

последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального,

коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов.

Так, например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог

анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения,

избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На

всех этапах решения педагогической задачи педагог использует адекватную им

технологию общения, с помощью которой организуется педагогическое

взаимодействие.

Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но

переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая

задачу педагогическую, носит вспомогательный, инструментальный по отношению к

ней характер (В.А.Кан-Калик). Поэтому, организуя конкретное педагогическое

воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации.

А. Н. Леонтьев определяет коммуникативную задачу как результат ориентировки в

проблемной ситуации, целью которой является воздействие на партнеров по общению.

Она может быть следствием осознанного или неосознанного намерения, т.е.

коммуникативной цели, которая является внутренней интенцией, регулятором

вербального поведения.

Наш опыт убеждает, что многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как

компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности решают ее

неосознанно.

Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности,

которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи,

возникающие в ходе педагогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача

сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено

следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование,

объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение

имеет такие виды, как приказ, команда, требование, приказание, предупреждение,

угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание,

приглашение, просьба, увещание, мольба.

Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач педагог реализует две

основные цели: передать учащимся сообщение или воздействовать на них, т.е.

побудить к действию.

Коммуникативная