Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

назначением этой

деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В. Н. Соковнин

отмечает, что достаточно социально зрелой может быть только такая педагогика,

которая осведомлена о закономерностях общения.

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам

умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление

процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание

заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного

процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие

эмоциональной напряженности.

Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации,

установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между

педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной

деятельности.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований,

анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего это

определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога

(В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, А.Н.Леонтьев и др.). В этом аспекте

получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры,

социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги

овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.

Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между

педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С.В.Кондратьева и др.). Они значимы в

силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного

взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска

определенных условий и приемов.

Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в

педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической

этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.). Педагогическая система

"учитель-ученик" в этом случае рассматривается как определенная культурная

общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм

поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности

и др.

Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг

друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном

процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по

содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения

абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции

педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого. Их содержание

определяется уставными документами, учебными планами и программами.

Итак, педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы

взаимодействия педагогов и учащихся. Цели, содержание, нравственно- психологический уровень общения и ценностные отношения, которые должны

актуализироваться в нем, для педагога выступают как социально заданные. Однако

поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает

для участников педагогического взаимодействия личностное измерение.

Педагогическое общение как процесс жизнедеятельности педагога и обучаемых

"втягивает" в себя личность каждого из них.

§ 2. Понятие о технологии педагогического общения

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем

овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической

практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и

воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с

детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались,

воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и

непосредственное общение с воспитанниками.

В. А. Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения,

отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано

положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или

иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения [1]. Вот

почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического

общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия

осуществляются путем проб и ошибок.

1 См.: Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -

М., 1987.