Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

на уровень философско-мировоззренческих обобщений, которые, становясь

убеждениями, жизненными принципами, определяют поведение и характер деятельности

личности.

К специфическим особенностям ценностно-ориентационной деятельности относится

также и то, что в ней, как ни в одном другом виде деятельности воспитанников,

предоставляется максимальная свобода выбора. Насильственно, т.е. без внутреннего

принятия, ни одна идея не может быть внедрена в сознание личности.

Психолого-педагогические условия организации ценностно-ориентационной

деятельности определяются ее спецификой и в первую очередь тем обстоятельством,

что необходимо исключить принуждение в любых его формах. Педагог должен

учитывать факт свободы выбора. Отсюда, особенно когда речь идет о младших

школьниках, ценностно-ориентационная деятельность не может быть продолжительной.

Каждый воспитанник должен уходить с мероприятия с вопросами, на которые он

получит ответы, разобравшись сам, обращаясь ко всевозможным источникам, или с

помощью педагога, который, в свою очередь, готовясь к встрече с детьми,

обязательно обращается к научной литературе.

Ценностно-ориентационная деятельность пронизывает все виды деятельности и

организуется педагогом с учетом потребностей школьников получить ответы на

возникающие у них мировоззренческие вопросы и с прямой целью формирования

адекватных отношений к основным жизненным ценностям. Основу ценностно- ориентационной деятельности, как и других, составляет общение, которое, по

определению X. Й. Лийметса, является "обменом ценностями". Естественной следует

рассматривать и связь ценностно-ориентационной деятельности с общественной,

которая, какой бы скромный характер она ни имела, всегда оказывает на человека

сильное влияние. Общественная деятельность, как и ценностно-ориентационная, не

ведет к чисто внешним результатам, она изменяет внутренний облик воспитанника,

формирует у него потребность активного созидания как свойство личности.

§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников

Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих

видов деятельности является педагогическое требование. Его изучению посвящены

работы В.М.Коротова, А. Ю. Гордина и других исследователей.

Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением

самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом

приоритета субъект-субъектных отношений в общем объеме отношений педагогического

процесса. Однако оно является действенным средством в руках педагога только в

том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия

тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают;

действительным возможностям детей; ранее усвоенным более конкретным требованиям;

охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения

вредных и нежелательных поступков, привычек, традиций [1].

1 См.: Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М. 1974. - С.

64.

Кроме того, требование должно быть конкретным. Это открывает возможности его

доведения до логического завершения, т.е. делает исчерпывающим по своей

словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать совершенно

определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия;

инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким и на первых порах по возможности

детализирующим предполагаемое действие; доступным (посильным) на данный момент.

Значимость педагогического требования, если оно удовлетворяет названным

условиям, при организации деятельности трудно переоценить, поскольку в нем

изначально заложено уважение к личности воспитанника. А. С. Макаренко

формулировал его как "единство требования к личности и уважения к ней".

Овладевая конкретной технологией организации развивающих видов деятельности

детей, важно иметь в виду, что педагогическое требование в своем развитии должно

проходить закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к

требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перерастать в

требование-принцип (В. М. Коротов).

Подчеркивая особую роль педагогического требования как универсального метода

организации деятельности детей, нужно отметить, ссылаясь на С. Л. Рубинштейна,

что извне предъявляемые требования, без внутренней опоры в том, к кому они

обращены, могут вызвать отпор, более или менее решительный протест. В этой связи

они не всегда могут быть приемлемы