Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

концепция

"значимости", разрабатывавшаяся Н.Ф.Добрыниным.

3 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959. - С. 288-291.

В чистом виде ценностно-ориентационная деятельность не существует, но, с другой

стороны, и ни один вид деятельности не обходится без ее элементов. Она не только

присутствует объективно в каждом виде деятельности школьников, но и специально

организуется. Ее результатом становится довольно широкая гамма отношений к

окружающему миру.

Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности

школьников. Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в

целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных

явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой

связи их личностных смыслов. Поскольку личностный смысл есть отражение свободы

личности в ее оценках, привязанностях, симпатиях и антипатиях, то назначение

ценностно-ориентацион-ной деятельности, понимаемое довольно широко, заключается

в формировании интеллектуально-нравственной свободы личности, т.е. в развитии ее

как субъекта познания, труда и общения - полноправного гражданина общества. Если

употребить образное выражение, то ценностно-ориентационная деятельность - это

работа души, сердца и разума в их единстве.

В отличие от других видов деятельности ценностно-ориентационная деятельность не

имеет своего содержания в строгом смысле этого слова. Дело в том, что оно

"плавающее" - в зависимости от того, что в тот или иной момент является объектом

оценочной деятельности воспитанников, т.е. что воспринимается ими как ценность

или неценность. Надо заметить, что не только дети, но и взрослые зачастую

принимают за ценность то, что таковой на самом деле не является, и, наоборот, не

видят ценности в том, что действительно ею является.

Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное

отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа,

наука (учение), искусство и т.п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания

в конкретном преломлении дает массу действительных ценностей (например, мир,

дружба, семья, мать, отец, Родина и ее защита, здоровье, труд, индивидуальность

и т.п.).

Место осуществления ценностно-ориентационной деятельности не фиксировано,

поэтому можно говорить, что она организованно и неорганизованно осуществляется

повсюду и даже помимо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно- эмоциональном уровне.

Внутренней формой функционирования ценностно-ориентационной деятельности

является ненаблюдаемая оценочная деятельность. Что касается внешних

организационных форм, то они бесконечно многообразны, начиная с традиционных

классных часов и заканчивая оригинальными формами, которые являются результатом

совместного творчества педагогов и воспитанников.

Практически бесконечное многообразие внешнего оформления ценностно- ориентационной деятельности требует и столь же многообразных вариантов ее

атрибутики. Естественно, что она изначально определяется темой мероприятия,

которая, в свою очередь, отражает основную ценность как предмет разговора и

оценочной деятельности. Так, встреча с ветераном войны и труда требует одной

атрибутики, а встреча с известным киноактером - другой; рассказ предъявляет одни

требования к участникам встречи, а беседа - другие. Мероприятие типа "Что? Где?

Когда?" и конференция по проблемам охраны окружающей среды точно так же требуют

разного оформления. Следует отметить, что как в выборе форм ценностно- ориентационной деятельности, так и в вопросе о ее атрибутике имеется большой

простор для фантазии и творчества педагогов и воспитанников.

Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее

сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего

наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она, так

же как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предметного

результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно

зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным

реакциям и высказываниям воспитанников.

В то же время отсроченно проявляющиеся результаты настолько очевидны и значимы,

что это дает основание говорить о продуктивности или непродуктивности

деятельности отдельного педагога и всей школы. Дело в том, что обыденные явления

окружающей жизни посредством ценностно-ориентационной деятельности поднимаются